Листовки, брошюры, плакаты

Современные формы работы по правовому воспитанию обучающихся и родителей

26.08.2021

В современных условиях правовое воспитание необходимо для того, чтобы пропагандировать безопасный и здоровый образ жизни среди подростковой среды. Оно играет огромную роль в борьбе с детской преступностью, асоциальным поведением, насилием,  создает благоприятные условия для индивидуального развития личности. Семья и школа являются институтами первоначальной социализации личности. Они учат уважать чужое достоинство и отстаивать собственное. Человеческое достоинство – это источник прав и свобод, признание обществом социальной ценности, уникальности каждого человека, неповторимости. С  раннего детства каждый ребенок – личность с индивидуальными чертами характера, желаниями,  способностями, и всякая попытка грубого вмешательства в развитие личности есть оскорбление самих основ природы. Закон справедливых отношений между людьми таков: никто не властен над чужими правами.

Знание прав – это щит, прикрывающий детей, их достоинство от посягательств со стороны других людей и государства. Только обладание правами дает ребенку возможность раскрыться как личность, само реализоваться.

Семья ответственна за ребенка, за соблюдение его прав, за наилучшее его обеспечение. Задача педагога познакомить родителей с законодательными актами, направленными на защиту прав и достоинств ребенка. Все это можно сделать на родительском собрании, конференции, на праздниках, на совместных занятиях с детьми, путём вывешивания информации на стендах. А для знакомства детей с их правами рекомендуется проводить ролевые, театрализованные и дидактические игры, праздники, беседы, коллективное обсуждение сказок, рассказов. Задача педагогов – вести правовое просвещение родителей, выявлять группу семей риска, в которых возможно или реально происходит нарушение прав ребёнка, содействовать защите прав и достоинства детей.  

«Правовое воспитание учащихся и правовое просвещение  родителей» – это процесс сотрудничества детей и взрослых по углублению, закреплению названных выше установок. А уроки, внеклассные мероприятия, классные часы и т.д. – средства, прежде всего нравственного и правового воспитания гражданина свободного общества.

Уже в раннем возрасте детям необходимо прививать основы правовых  знаний, при этом формируя четкое представление не только о правах, но и об обязанностях, ответственности. Важно воспитывать обучающихся в духе неукоснительного соблюдения законов.

Сегодня многие школьники имеют недостаточный уровень правовых знаний, умений, опыта законопослушного поведения, правовой компетентности.

Основными формами правового просвещения учащихся являются лекции по правовой тематике; экскурсии, в ходе которых теоретические положения наглядно иллюстрируются местным материалом; правовые беседы; использование кино, телевидения; вечера встреч и тематические вечера; вечера вопросов и ответов; диспуты, предметом которых является важная морально-правовая проблема; обсуждение книг и статей, которое позволяет не только пополнить запас правовых знаний, но и сформировать свое отношение к ним; наглядная агитация (тематические стенды, папки с вырезками газетных и журнальных статей, специальная литература, видео- и аудиозаписи).

Важной составной частью процесса правового воспитания старшеклассников является участие их в активной правоохранительной деятельности. Именно в процессе активной правоохранительной деятельности старшеклассники учатся практически применять нормы действующего законодательства в повседневной жизни, приобретают опыт использования их в борьбе против правонарушений.

Особенно серьёзно нужно продумывать меры по повышению правовой культуры родителей учащихся, согласно, Конституции Республики Беларусь, которые обязаны заботиться о воспитании детей, растить их достойными членами общества и нести ответственность за соблюдение их детьми морально-правовых норм.

Система работы по повышению правовой культуры родителей должна включать в себя как групповые, так и индивидуальные мероприятия. К числу групповых видов правовой пропаганды среди родителей относятся такие, как университеты и лектории педагогических и правовых знаний, родительские собрания и конференции. Эти формы работы положительно влияют на основную массу родителей.

Можно предложить учителям, преподавателям  использовать следующие формы работы правового воспитания учащихся:

1) Работа школы правовых знаний под девизом «Молодежь – не проблема, а ресурс общества».

2) Проведение конкурсов юных друзей закона на лучшее знание: государственной символики Беларуси; конституционных прав и обязанностей гражданина Республики Беларусь; прав ребенка и др.

3) Создание правовых игр «Обязан и имею право», «Воспитай в себе гражданина».

4) Организация мероприятий социальной направленности с участием подростков и молодежи, благотворительных лотерей, благотворительных концертов, работы по благоустройству территорий, всевозможные акции милосердия.

5) Организация встреч с ветеранами правоохранительных органов ежегодно перед профессиональными праздниками.

6) Организация «дней открытых дверей» в подразделениях правоохранительных органов, встреч с практическими работниками.

7) Организация детей и подростков в защиту экологии, за чистоту городов, поселков, водоемов и др.

8) Проведение конкурса рисунка по антинаркотической тематике среди школьников старших классов.

9) Организация походов и поездок детей по историческим местам.       

10) Организация спортивных мероприятий, посвященных Всемирному Дню здоровья и Международному Дню защиты детей, спартакиады «Быстрее, выше, сильнее».

11) Уроки толерантности «Толерантность – вызов времени».                  

12) Выставка творческих работ.

13) Уроки правовых знаний – «Детство без насилия», «Мои права и обязанности», «Имею право на права», «Конвенция ООН о правах ребенка».

Цель уроков: правовое просвещение школьников; выработка умений противостоять жестокому обращению среди подростков и в семье.          14) Просмотр и обсуждение фильмов, слайд-фильмов «Наши права и обязанности», «Твои правовой статус».

15) Тематические классные часы: «Азбука прав и обязанностей несовершеннолетних», «Счастлив тот, кто счастлив дома», «Право на имя», «Я ребенок, я имею право».

Старшеклассники на классных часах изучают права и обязанности человека, которые должны соблюдаться в обществе. Они узнают и смысл таких понятий, как правонарушение, преступление, наказание, выбор, права, обязанности.

В библиотеке организуется выставка литературы по правовому просвещению, где школьники, родители, педагоги могут ознакомиться с новинками периодической печати, учебными пособиями, в которых освещается правовая тематика.

10 декабря празднуется Международный день прав человека. В этот день ребята могут принять участие в интернет-олимпиаде на знание прав человека.

15 марта в Беларуси  отмечается День Конституции. Ребята могут участвовать в викторине «А что ты знаешь о Конституции?».

Правовое воспитание современных школьников не может ограничиваться рамками образовательного учреждения. Практика показывает, как важно научить ребенка использовать правовые знания в реальной жизни, помочь преодолеть трудности и не совершать правонарушения.

свернуть