К началу 2024/2025 учебного года

О функционировании профильных классов профессиональной направленности

18.08.2024

15.06.2021 № 02-01-18/5177/дс

 

О функционировании профильных

классов профессиональной направленности

 

Во исполнение поручения Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко с 2015/2016 учебного года в учреждениях общего среднего образования введено профильное обучение на III ступени общего среднего образования, которое должно способствовать выявлению и развитию у учащихся необходимых качеств личности и ценностных ориентаций, знаний, умений, навыков, опыта деятельности, связанных с будущей профессиональной деятельностью.

В учреждениях общего среднего образования (далее – УОСО) функционируют профильные классы профессиональной направленности: педагогической, спортивно-педагогической, аграрной, военно-патриотической. Считаем необходимым обеспечить единые подходы к открытию, функционированию и зачислению учащихся в классы профессиональной направленности.

Особенности формирования профильных классов профессиональной направленности

Профильные классы профессиональной направленности создаются в соответствии с приказом учредителя УОСО (решением районного (городского) исполнительного комитета), которым утверждается сеть УОСО на очередной учебный год.

В случае, если в учреждении образования отсутствует возможность сформировать профильный класс профессиональной направленности, возможно формирование профильной группы из числа учащихся разных классов одной параллели и из числа учащихся различных УОСО района (города). В этом случае состав группы (класса) для проведения факультативных занятий профессиональной направленности утверждается приказом руководителя УОСО, на базе которого организуется проведение соответствующих факультативных занятий (основание – пункт 64 Положения об учреждении общего среднего образования, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.12.2011 № 283).

Учащиеся, обучающиеся в профильных классах профессиональной направленности, в рамках учебных часов, предусмотренных типовым учебным планом общего среднего образования, должны изучать отдельные учебные предметы на повышенном уровне и обязательно осваивать учебную программу факультативного занятия профессиональной направленности, утвержденную Министерством образования. Зачисление учащихся в X профильный класс профессиональной направленности, как и в иной профильный класс, должно осуществляться по конкурсу на основании среднего балла свидетельства об общем базовом образовании и отметок по учебным предметам, которые будут изучаться на повышенном уровне.

Изучение учебных предметов на повышенном уровне осуществляется в режиме пятидневной учебной недели, а освоение учебной программы факультативного занятия профессиональной направленности может быть организовано в шестой школьный день.

При заполнении бланка аттестата об общем среднем образовании, выдаваемого учащемуся профильного класса (группы) профессиональной направленности (при условии освоения учащимся в полном объеме содержания профильных учебных предметов, учебной программы факультативных занятий профессиональной направленности), без выставления отметок производится запись названия усвоенной учебной программы факультативных занятий (например, «Усвоена учебная программа факультативного занятия «Введение в педагогическую профессию. X-XI класс») и названий профильных учебных предметов (применение положения пункта 10 Инструкции о порядке заполнения документов об образовании, приложений к ним, документов об обучении, учета и выдачи документов об образовании, приложений к ним, золотой, серебряной медалей, документов об обучении, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 27.07.2011 № 194).

Требования, предъявляемые к профильным классам профессиональной направленности

Педагогической направленности

Ориентация на получение педагогических специальностей.

Зачисление на основании конкурса: средний балл свидетельства об общем базовом образовании не ниже 6 баллов и отметки по учебным предметам, которые будут изучаться на повышенном уровне, не ниже 7 баллов.

На повышенном уровне могут изучаться любые учебные предметы в рамках типового учебного плана общего среднего образования. Как правило, это те учебные предметы, учителем которого планируется стать в будущем.

Обязательное освоение учебной программы факультативного занятия «Введение в педагогическую профессию» (утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 24.03.2017 № 27).

При поступлении в учреждения высшего образования на педагогические специальности выпускники профильных классов педагогической направленности в приемную комиссию предоставляют рекомендацию педагогического совета УОСО (пункт 13 Правил приема лиц для получения высшего образования I ступени, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 07.02.2006 № 80).

Спортивно-педагогической направленности

Ориентация на получение спортивно-педагогических специальностей.

Зачисление на основании конкурса: средний балл свидетельства об общем базовом образовании не ниже 6 баллов и отметки по учебным предметам, которые будут изучаться на повышенном уровне, не ниже 7 баллов.

На повышенном уровне изучаются учебные предметы «Биология», «Физическая культура и здоровье». При организации образовательного процесса по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» на повышенном уровне в дополнение к учебным часам, выделенным на проведение учебных занятий «Физическая культура и здоровье» в соответствии с типовым учебным планом общего среднего образования, возможно выделение до 2 учебных часов за счет часов факультативных занятий.

Обязательное освоение учебной программы факультативного занятия «Введение в спортивно-педагогические профессии» (утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22.07.2019 № 121).

В классах спортивно-педагогической направленности могут обучаться учащиеся специализированных по спорту классов. В этом случае на повышенном уровне изучается только учебный предмет «Биология», а также осваивается программа факультативного занятия «Введение в спортивно-педагогические профессии».

Аграрной направленности

Ориентация на получение сельскохозяйственных (аграрных) профессий.

Зачисление на основании конкурса: средний балл свидетельства об общем базовом образовании не ниже 5 баллов и отметки по учебным предметам, которые будут изучаться на повышенном уровне, не ниже 6 баллов (пункт 43-1 Положения об учреждении общего среднего образования, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.12.2011 № 283).

На повышенном уровне изучаются учебные предметы, которые являются предметами вступительных испытаний для поступления в учреждения высшего, среднего специального образования аграрной направленности.

Обязательное освоение учебной программы факультативного занятия «Введение в аграрные профессии» (утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 04.07.2018 № 58).

Военно-патриотической направленности

Ориентация на получение специальностей государственных органов обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь.

Зачисление на основании конкурса: средний балл свидетельства об общем базовом образовании не ниже 6 баллов и отметки по учебным предметам, которые будут изучаться на повышенном уровне, не ниже 7 баллов.

На повышенном уровне изучаются учебные предметы «Физика», «Математика».

Обязательное освоение учебной программы факультативного занятия «Готовы Родине служить!» (утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 15.06.2020 № 129).

В сентябре с учащимися X профильных классов военно-патриотической направленности проводится психолого-педагогическое собеседование в целях составления индивидуальных программ их психолого-педагогического сопровождения.

К началу 2021/2022 учебного года Министерством образования совместно с Министерством обороны запланирована разработка программы для проведения психолого-педагогического собеседования.

В целях ознакомления с профессиями, связанными с обеспечением национальной безопасности государства, осуществления предпрофильной подготовки учащиеся УОСО имеют возможность посещать факультативные занятия «Школа юных защитников Отечества». Учебная программа данного факультативного занятия утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22.07.2019 № 121.

Структурным подразделениям областных (Минского городского) исполнительных комитетов, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования, необходимо обеспечить контроль за открытием и функционированием классов профессиональной направленности в УОСО.

 

Заместитель Министра                                                     А.В.Кадлубай

свернуть

О введении единых элементов школьной одежды

18.07.2022

С 1 сентября 2022 года Министерством образования планируется введение единых элементов школьной одежды для учащихся учреждений общего среднего образования.

В Национальном центре художественного творчества детей и молодежи Министерства образования состоялась встреча Министра образования Андрея Иванца и председателя концерна «Беллегпром» Татьяны Лугиной с руководителями учреждений общего среднего образования по вопросам выработки единых подходов к школьной форме в 2022/2023 учебном году.

По мнению главы Минобразования, единый отличительный элемент в одежде будет воспитывать у учащегося гордость за свое учреждение образования: «Важно, чтобы в коллективе даже самые маленькие учащиеся чувствовали себя единой сплоченной командой. Кроме того, новшество — это еще и элемент воспитательной работы. Мы прекрасно понимаем, что школа — это храм учебы, храм будущей науки, и ребята, которые приходят учиться, должны сразу, с первых шагов, с порога чувствовать, что они пришли в учреждение образования, настраивать себя на серьезную работу».

  Андрей Иванец также обратил внимание на то, что представленные педагогической общественности коллекции школьной одежды на 2022/2023 учебный год соответствуют всем необходимым санитарным, гигиеническим требованиям: «Это очень важно, потому что ребята будут проводить в этой одежде ежедневно большое количество времени».

Ссылка на коллекцию одежды для учащихся

свернуть

Об аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования

ПРИКАЗ МИНИСТРА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОТ 10.06.2022 № 401 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ»

Государственный школьный стандарт

ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «Об организации работы библиотек учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью»

МЕТАДЫЧНЫЯ РЭКАМЕНДАЦЫІ па фарміраванні культуры вуснага і пісьмовага маўлення ва ўстановах адукацыі, якія рэалізуюць адукацыйныя праграмы агульнай сярэдняй адукацыі

Методические рекомендации по организации образовательного процесса при изучении отдельных учебных предметов на повышенном уровне в X–XI классах учреждений образования, реализующих образовательную программу среднего образования, с использованием новых учебных пособий

ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «Об организации в 2024/2025 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий при реализации образовательных программ общего среднего образования» (общая часть)

Приложение 1 «Особенности организации образовательного процесса на I ступени общего среднего образования»

Приложение 2 «Асаблівасці арганізацыі адукацыйнага працэсу пры вывучэнні вучэбных прадметаў „Беларуская мова“ і „Беларуская літаратура“»

Приложение 3 «Особенности организации образовательного процесса при изучении учебных предметов „Русский язык“ и „Русская литература“»

Приложение 4 «Особенности организации образовательного процесса при изучении учебного предмета „Иностранный язык“»

Приложение 5 «Особенности организации образовательного процесса при изучении учебного предмета „Математика“»

Приложение 6 «Особенности организации образовательного процесса при изучении учебного предмета „Информатика“»

Приложение 7 «Особенности организации образовательного процесса при изучении учебного предмета „Человек и мир“»

Приложение 8 «Особенности организации образовательного процесса при изучении учебных предметов „Всемирная история“ и „История Беларуси“»

Приложение 9 «Особенности организации образовательного процесса при изучении учебного предмета „Обществоведение“»

Приложение 10 «Особенности организации образовательного процесса при изучении учебного предмета „География“» на 2024\2025 учебный год

Приложение 11 «Особенности организации образовательного процесса при изучении учебного предмета „Биология“» на 2024\2025 учебный год

Приложение 12 «Особенности организации образовательного процесса при изучении учебного предмета „Физика“» на 2024\2025 учебный год

Приложение 13 «Особенности организации образовательного процесса при изучении учебного предмета „Астрономия“» на 2024\2025 учебный год

Приложение 14 «Особенности организации образовательного процесса при изучении учебного предмета „Химия“» на 2024\2025 учебный год

Приложение 15 «Особенности организации образовательного процесса при изучении учебного предмета „Изобразительное искусство“» на 2024\2025 учебный год

Приложение 16 «Особенности организации образовательного процесса при изучении учебного предмета „Музыка“» на 2024\2025 учебный год

Приложение 17 «Особенности организации образовательного процесса при изучении учебного предмета „Трудовое обучение“» на 2024\2025 учебный год

Приложение 18 «Особенности организации образовательного процесса при изучении учебного предмета „Искусство (отечественная и мировая художественная культура)“» на 2024\2025 учебный год

Приложение 19 «Особенности организации образовательного процесса при изучении учебного предмета „Физическая культура и здоровье“» на 2024\2025 учебный год

Приложение 20 «Особенности организации образовательного процесса при изучении учебного предмета „Допризывная и медицинская подготовка“» на 2024\2025 учебный год

Приложение 21 «Особенности организации образовательного процесса при изучении учебного предмета „Черчение“» на 2024\2025 учебный год

Приложение 22 «Особенности организации образовательного процесса при изучении учебного предмета „Основы безопасности жизнедеятельности“» на 2024\2025 учебный год

ШКОЛЬНЫЙ СТАНДАРТ (постановление коллегии Министерства образования 10.05.2022 √4.11)

ПРАВИЛА педагогических работников (приказ Министра образования √401 от 10.06.2022)

ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «Об организации профессиональной подготовки учащихся учреждений общего среднего и специального образования на III ступени общего среднего образования в рамках учебного предмета „Трудовое обучение“» на 2024\2025 учебный год

Инструктивно-методическое письмо по организации работы руководителя по военно-патриотическому воспитанию на 2024\2025 учебный год

Перечень основных товаров (минимальный набор), рекомендуемых для приобретения законными представителями (родителями) учащихся I-XI классов учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования

Инструктивно-методическое письмо «О реализации в учреждениях общего среднего образования республиканского проекта “Родительский университет”» 2024/2025 учебный год

Образцы обложек дневников учащихся, рекомендованные Министерством образования к использованию в образовательном процессе в 2024/2025 учебному году