Экзамены

Как вести себя во время экзаменов

01.09.2024

«Как вести себя во время экзаменов»

Одежда должна быть спокойных тонов. Постарайтесь избегать чересчур ярких, кричащих цветовых сочетаний в одежде, слишком вызывающих деталей костюма, чтобы не спровоцировать отрицательных эмоций у людей, с которыми предстоит вступить в контакт во время экзамена. Всегда помните о чувстве меры. Ничего лишнего! А вот после экзамена — все что хотите.

Рекомендации по поведению до и в момент экзамена

  1. За день до начала экзамена постарайся ничего не делать. Если ты чего-то не доучил, лучше не пытайся. «Перед смертью не надышишься». Отдыхай, развлекайся и постарайся забыть о предстоящем экзамене.
  2. Перед экзаменом обязательно хорошо выспись.
  3. И вот ты перед дверью класса. Успокойся! Скажи несколько раз: «Я спокоен! Я совершенно спокоен». Иди отвечать в первых рядах. Чем дольше ты не будешь заходить и оставаться в окружении переживающих одноклассников, тем больше будет нагнетаться напряжение, чувство неуверенности, страха.
  4. Приведи в порядок свои эмоции, соберись с мыслями.
  5. Смело входи в класс с уверенностью, что все получится.
  6. Сядь удобно, выпрями спину. Подумай о том, что ты выше всех, умнее, хитрее и у тебя все получится. Сосредоточься на словах «Я спокоен, я совершенно спокоен». Повтори их не спеша несколько раз. Мысли отгонять не стоит, так как это вызовет дополнительное напряжение. В завершение сожми кисти в кулаки.
  7. Выполни дыхательные упражнения для снятия напряжения:

— сядь удобно,

— глубокий вдох через нос (4-6 секунд),

— задержка дыхания (2-3 секунды).

  1. Слушай внимательно, чтобы не отвлекаться в дальнейшем и не задавать лишних вопросов об оформлении тестирования. Тебе все объяснят: как заполнить бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.д.
  2. Постарайся сосредоточиться и забыть об окружающих. Для тебя существуют только часы, регламентирующие время выполнения теста, и бланк с заданием. Торопись не спеша. Читай задания до конца. Спешка не должна приводить к тому, что ты поймешь задание по первым словам, а концовку придумаешь сам.
  3. Просмотри все вопросы и начни с тех, в ответах на которые ты не сомневаешься. Тогда ты успокоишься и войдешь в рабочий ритм. В любом тесте есть вопросы, ответы на которые ты прекрасно знаешь, только соберись с мыслями.
  4. Когда приступаешь к новому заданию, забудь все, что было в предыдущем, — как правило, задания в тестах не связаны друг с другом.
  5. Действуй методом исключения! Последовательно исключай те ответы, которые явно не подходят.
  6. Если ты сомневаешься в правильности ответа, тебе сложно сделать выбор. Доверься своей интуиции!
  7. Оставь время для проверки своей работы хотя бы для того, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.
  8. Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это нереально. Ведь тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности, а для хорошей оценки достаточно одолеть 70% заданий.

Поведение во время ответа

Если экзаменатор — человек энергичный, то твой вялый, тихий ответ с большим количеством пауз может его разочаровать.

Если же экзаменатор — человек спокойный, уравновешенный, ты рискуешь вызвать у него неосознанное неудовольствие слишком оживленной мимикой, жестикуляцией и громким голосом.

Никогда не забывай о необходимости соблюдения чувства меры. Ничего лишнего!

свернуть

Как готовиться к экзаменам

01.09.2024

«Как готовиться к экзаменам»

 

Как подготовиться психологически

— Начинай готовиться к экзаменам заранее, понемногу, по частям, сохраняя спокойствие.

— Если очень трудно собраться с силами и с мыслями, постарайся запомнить сначала самое легкое, а потом переходи к изучению трудного материала.

— Ежедневно выполняй упражнения, способствующие снятию внутреннего напряжения, усталости, достижению расслабления.

Что делать, если устали глаза?

В период подготовки к экзаменам увеличивается нагрузка на глаза. Если устали глаза, значит, устал и организм: ему может не хватить сил для выполнения экзаменационного задания. Нужно сделать так, чтобы глаза отдохнули. Выполни два любых упражнения:

— посмотри попеременно вверх-вниз (25 секунд), влево — вправо (15 секунд);

— напиши глазами свое имя, отчество, фамилию;

— попеременно фиксируй взгляд на удаленном предмете (20 секунд), потом на листе бумаги перед собой (20 секунд);

— нарисуй квадрат, треугольник — сначала по часовой стрелке, потом в противоположную сторону.

Режим дня

Раздели день на три части:

— готовься к экзаменам 8 часов в день;

— занимайся спортом, гуляй на свежем воздухе, сходи на дискотеку потанцуй — 8 часов;

— спи не менее 8 часов; если есть желание и потребность, сделай себе тихий час после обеда.

Питание

Питание должно быть 3-4-разовым, калорийным и богатым витаминами. Употребляй в пищу грецкие орехи, молочные продукты, рыбу, мясо, овощи, фрукты, шоколад. Еще один совет: перед экзаменами не следует наедаться.

Место для занятий

Организуй правильно свое рабочее пространство. Поставь на стол предметы или картинку в желтой и фиолетовой тональности, поскольку эти цвета повышают интеллектуальную активность.

Как запомнить большое количество материала

Повторяй материал по вопросам. Вначале вспомни и обязательно кратко запиши все, что знаешь, и лишь затем проверь правильность дат, основных фактов. Читая учебник, выделяй главные мысли — это опорные пункты ответа. Научись составлять краткий план ответа отдельно на каждый вопрос на маленьких листочках. В последний день перед экзаменом просмотри листочки с кратким планом ответа.

 

 

 

Как развивать мышление

  1. Хочешь быть умным — научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и молчать, когда нечего больше сказать.
  2. Знания невозможно приобрести без мыслительных усилий, но и само мышление невозможно без знаний.
  3. Развивать мышление — это насыщать свой ум знаниями. Источники знаний могут быть самыми разнообразными: школа, книги, телевидение, люди. Они дают информацию о предметах и явлениях, о человеке.
  4. Мышление начинается с вопросов. Все открытия сделаны благодаря вопросам «Почему?» и «Как?». Учись ставить вопросы и искать ответы на них.
  5. Мышление активизируется тогда, когда готовые стандартные решения не дают возможности достичь желаемого результата. Поэтому для развития мышления важно формировать умение видеть предмет или явление с разных сторон, замечать новое в привычном.
  6. Способность замечать в предмете или явлении различные признаки, сравнивать между собой предметы или явления — необходимое свойство мышления.
  7. Чем большее число признаков, сторон объекта видит человек, тем более гибко и совершенно его мышление. Это умение можно тренировать в играх на сообразительность, в решении логических задач и головоломок.
  8. Мышление и речь неразрывны. Непременное условие развития мышления — свободное изложение прочитанного, участие в дискуссиях, активное использование письменной речи, пересказ другому того, что не до конца понимаешь сам.

Некоторые закономерности запоминания

  1. Трудность запоминания растет непропорционально объему. Большой отрывок учить полезнее, чем короткое изречение.
  2. При одинаковой работе количество запоминаемого тем больше, чем выше степень понимания.
  3. Распределенное заучивание лучше концентрированного. Лучше учить с перерывами, чем подряд, лучше понемногу, чем сразу
  4. Эффективнее больше времени тратить на повторение по памяти, чем на простое многократное чтение.
  5. Если работаешь с двумя материалами — большим и поменьше, разумно начинать с большего.
  6. Во сне человек не запоминает, но и не забывает.

Условия поддержки работоспособности

  1. 1. Чередовать умственный и физический труд.
  2. В гимнастических упражнениях предпочтение следует отдавать кувырку, свече, стойке на голове, так как усиливается приток крови к клеткам мозга.
  3. Беречь глаза, делать перерыв каждые 20-30 минут (оторвать глаза от книги, посмотреть вдаль).
  4. Минимум телевизионных передач!

 

 

свернуть

На экзамены – без страха

01.09.2024

На экзаменыбез страха

(для детей и их родителей)

 

Тормоза

и стимуляторы

ЭКЗАМЕН - это всегда стресс, сопровождающийся выбросом адреналина. Повышаются тревожность, потоотделение, возникают страх и проблемы с кишечником (живот «крутит», понос). Но спасаться от тря­сущихся поджилок валерьян­кой можно не всем. Для мни­тельных, тревожных людей применение простых успока­ивающих средств оправдан­но. Но седативные препараты не только снимают мандраж, они «тормозят» все реакции и, главное, работу головно­го мозга. Поэтому, если ваш ребёнок уравновешен и отли­чается хорошей реакцией, он и сам способен справляться со стрессом. Успокаивающие средства только помешают ему сосредоточиться.

Некоторые в ходе подготов­ки к экзаменам усиленно пьют ноотропные препараты, чтобы запомнить как можно больше материала в короткий срок.

Эти препараты действи­тельно повышают актив­ность головного мозга за счёт улучшения обменных про­цессов и кровообращения. Однако неправильное при­менение ноотропов может вызвать гиперстимуляцию мозга, которая сопровожда­ется повышенной раздражи­тельностью, возбудимостью, нарушением сна, и даже спровоцировать приступы эпилепсии или мигрени. Поэто­му ноотропы и любые другие подобные препараты должны назначаться подросткам толь­ко после специальных обсле­дований.

Без перерыва недалеко до срыва

НЕ   ДОПУСКАЙТЕ перегрузок. Через каждые 40-45 минут сидения над учебниками надо устраи­вать 5-10-минутные переры­вы - прогуляться, послушать музыку, можно даже заняться домашними делами: помыть посуду, постирать бельё. Это ведь тоже смена деятельно­сти. В какое время лучше всего запоминается материал, зависит от состояния нерв­ной системы. Не заставляй­те ребёнка-«сову» занимать­ся с утра, он запомнит много меньше, чем мог бы. Однако вечернее время - не означа­ет с 10 вечера и до полуночи. Оптимальный вариант для запоминания - с 6 до 9 утра (для «жаворонков») или с 19 до 21 часа вечера (для «сов»). Днём желательно вернуться к давно забытому тихому часу, прилечь или даже поспать. Если ребёнок тяжело засыпает и днём и ночью, можно, посоветовавшись с врачом, дать ему какие-то успокаивающие гомеопатические средства.

За что любите?

САМОЕ лучшее, что роди­тели могут сделать для своих детей, сдающих экзамены - попытаться снять страх и повысить самооценку. Утверждения типа «Если ты любишь маму, то должен сдать экзамен» или «Ты дол­жен сдать экзамен хорошо» с напоминаниями о потрачен­ных на подготовку деньгах никуда не годятся.

Когда ребёнка наставля­ют таким образом, это может привести к неврозу. Ведь детей надо любить не за сданный экзамен или хорошие оценки, а просто потому, что они есть. Лучше использовать выраже­ния спокойной уверенности, например: «Я знаю, у тебя всё получится, ты справишься» или «Конечно, ты сможешь сдать экзамен хорошо».

В случае провала поста­райтесь убедить своё чадо, что это не конец жизни, что ошибки бывают у всех и в следующий раз всё обяза­тельно получится.

свернуть

Начинается период больших экзаменов

01.09.2024

 

 

Начинается период больших экзаменов - выпуск­ных и вступительных. А можно ли с помощью уме­ло составленной трапезы сдать их на "отлично"?

 

НАША умственная деятельность - это ре­зультат биохимических процессов, происходя­щих в клетках мозга. И чтобы эти процессы протекали  гладко, надо обеспечить мозг всем необходимым для его работы. Поэтому правильно    составленное меню - одно из слагаемых успеха. Клетки головного мозга в качестве питания признают исключительно глюко­зу, которую поглощают в огромных коли­чествах. Американские медики из Универси­тета Иллинойса провели эксперимент - у крыс, ищущих путь в лабиринте, измерили уровень глюкозы в части мозга, ответственной за ориентацию. Опыт показал, что умственная деятельность буквально "сжигает" глюкозу: в работающей части мозга   её уровень оказался ниже на 30%,   чем в других, не связанных с ориентацией.

 

«Умные» продукты излишне калорийны

САМЫЙ простой и быстрый способ "зарядить" организм глю­козой - это съесть чего-нибудь сладенького: конфеты, мороженое, варенье или шоколад. Они быстро рас­щепляются до глюкозы, и прилив энер­гии ощущается практически моментально.

Однако "сладкая диета" хороша как разовая помощь непосредственно во время "мозгового штурма". Длительно её соблюдать нельзя: она очень калорийна и ведёт к проблемам с лишним весом. Если вам предстоит учебный марафон, нужно позаботиться о том, чтобы питание было сбалансированным и разнообразным.

Получить глюкозу можно и из полезных продуктов. Поскольку глюкоза со­держится в составе углеводов, на вашем столе обязательно должны присутство­вать молоко, каши и хлеб грубого помола. Большое количество крахмала, а значит, и глюкозы, содержат карто­фель, свёкла, морковь и бобовые (фа­соль, горох и чечевица). Неплохо накануне экзаменов поба­ловать себя сладкими фруктами и ягода­ми, которые содержат другое любимое лакомство мозга – фруктозу. Земляника, клубника, черника, клюква содержат от 4 до 10% натуральных сахаров - глюкозу, фруктозу и сахарозу, которые прекрасно усваивают­ся организмом, а помимо этого и другие полезные ве­щества.

 

 

Не глюкозой единой

В ЭКЗАМЕНАЦИОННУЮ пору почаще устраивайте рыбные дни. В рыбе содержатся не только вещества, активи­зирующие работу мозга, но и йод, недостаток которого чреват ослаблением умст­венной деятельности. По­мимо этого в рыбе есть холин и лецитин - вещества, необходимые мозгу при дли­тельной работе.

Бороться с усталостью, кото­рая неизбежна при длительной умственной работе, помогают  продукты, содержащие витамины группы В, - мясо, рыба, орехи, каши и ржаной хлеб, нормализуют рабо­ту нервной системы, мышц и сердца.

 

И спать, спать, спать...

НО ОДНИХ "умных" продуктов недостаточно. Кроме того, очень важно перед «моз­говым штурмом» хорошо выспаться. Клеткам мозга, чтобы не "сломаться", необходимо периоды активной деятель­ности чередовать с отдыхом. При беспе­ребойной работе может запросто "по­ехать крыша". Утром непременно сде­лайте зарядку. Перед экзаменом хоро­шо бы прогуляться пешком - мозг зани­мает первое место среди крупных орга­нов человека по потреблению кислоро­да, и недостаток свежего воздуха чреват серьёзными сбоями в его работе.

 

свернуть

Экзамен - вера в себя!

01.09.2024

 

 

ЭКЗАМЕН - это соревнование, и к не­му надо быть готовым не только интел­лектуально, но и психологически. Поло­жительный настрой и уверенность в себе обеспечивают 50 процентов успе­ха в этой борьбе.

 

Приём «5 шагов»

СОСТАВЬТЕ чёткий план подготовки к экзаме­нам. Рассчитайте дни и распределите темы, но помни­те, что последние сутки должны быть посвящены повторению и обобщению пройденного материала.

Обязательно чередуйте отдых и занятия. Для абиту­риентов и студентов 50-60 минут занятий, 10 - перерыв. В перерыве лучше заняться механической работой, не "загружая" голову (помыть посуду, подмести пол и т. д.).

При подготовке наше внимание рассеивается. Что­бы этого не происходило, уберите все лишние предме­ты со стола.

В комнате должен быть свежий воздух, по линии взгляда хорошо повесить картину или коллаж, где были бы жёлтый, голубой, фиоле­товый - эти цвета повышают эффективность занятий.

Поставьте сирень или за­жгите аромалампу с запахом цитрусовых, эти запахи бодрят и благотворно влияют на память.

Включите спокойную фо­новую музыку, чтобы не от­влекаться на посторонние звуки. Дольше удержать вни­мание на изучаемом предме­те помогает приём "пять ша­гов" - обзор, вопрос, изуче­ние, пересказ, обзор. Выпол­няется он так:

Шаг 1. Вы просматривае­те материал и бегло его чи­таете, чтобы получить общее представление о пред­мете.

Шаг 2. Вы придумываете к каждой теме, заголовку или, если необходимо, к каждому абзацу по одному воп­росу (желательно их запи­сать).

Шаг 3. Вы внимательно читаете текст, по ходу чте­ния пытаясь найти ответы на поставленные вопросы.

Шаг 4. Вы отвечаете на эти вопросы.

Шаг 5. Вы ещё раз про­сматриваете материал, вни­мательно изучая трудные места.

Если вы испытываете сильное волнение перед экза­меном, попробуйте приме­нить некоторые психологиче­ские методы. Один из них на­зывается "доведение до аб­сурда". Вы представляете се­бе полный провал и неудачу, и так много раз. Доводите си­туацию в своём воображении до абсурда, и, когда придёте на настоящий экзамен, вам будет намного легче. Лучше, если вы не будете ждать, а сразу пойдёте в аудиторию.

Очень важно высыпаться перед экзаменом, даже если осталось 1-2 билета, лучше их не выучить, чем пойти на экзамен сонным.

 

Поиграйте в ассоциации

УЖЕ давно существуют эффективные способы запо­минать учебный материал, только, к сожалению, учащиеся мало о них знают.

Очень хороший способ за­поминать - это рассказывать выученный материал вслух, например собаке или кошке. Если экзамен устный, то для выработки чёткой и внятной речи наговаривайте ответы на магнитофон, стоя перед зер­калом. Это мобилизует чело­века и вводит его в состоя­ние лёгкого волнения, при­ближающееся к тому, кото­рое люди испытывают на эк­замене. Попутно магнитофон­ная запись позволит вам уз­нать, чётко ли вы говорите, поймут ли вас. Зеркало поз­волит посмотреть на себя со стороны - насколько уверен­но вы выглядите, убедитель­ны ли ваша мимика и жесты.

При запоминании не за­учивайте текст целиком. Структурируйте материал в логическую цепь. Для этого хорошо использовать картин­ки, схемы, планы, это активизирует зрительно-образную память, которая у большин­ства людей развита лучше, чем механическая. Обяза­тельно записывайте и зари­совывайте их на бумаге - потом это поможет вспом­нить всё на экзамен. Как это ни  покажется странным, но написание шпаргалок тоже помогает структурировать и запоминать материал,  но вам совсем не обязательно ими пользоваться.

Для того чтобы легко запомнить какие-либо списки, данные в точной последовательно­сти, придайте им смысловую струк­туру. Придумайте с первыми буквами, слогами или слова­ми связные предло­жения.

Все с детства помнят считалочку про цвета радуги: "Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан", а вот астрономы придумали се­бе другую считалочку, чтобы запомнить последователь­ность планет. "Морской Вол Замучил Молодого Юн­гу, Совершенно Утомив Нес­частного Подростка" - Мер­курий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Неп­тун, Плутон.

Еще один способ запом­нить всё в точном порядке  - это "привязать" каждое слово к уже имеющейся последовательности. Например, мысленно пронумеруйте все предметы в  вашей   квартире начиная от двери. Например: вешалка  -    водород, зеркало - литий, подставка для обуви - натрий, и так далее вся таблица Менделеева. Причём этот список вы можете использо­вать для неограниченного числа последовательностей.

Ассоциативный метод позволяет запоминать большое количество иностранных слов или непонятных терми­нов. Например, английское слово "роог" [пу'а] - "бед­ный". Придумываем образ, созвучный со значением, - "духи (ПУА-зон) не для БЕДНЫХ". Главное - про­явить фантазию, и вы найдё­те на каждое слово свою ас­социацию, необязательно, чтобы она точно передавала произношение, его вы всё равно запомните. Есть инте­ресная особенность: чем неприличнее и вычурнее об­раз, тем он легче запоминается.

свернуть

Помощь родителей в подготовке к экзаменам

27.05.2024

Насколько успешно ребенок справится с предстоящими выпускными и вступительными экзаменами, зависит в том числе и от того, правильно ли будут вести себя родители.

В этот сложный период ребенок нуждается прежде всего в поддержке и безусловной любви родителей. Создайте в семье благоприятную атмосферу, откажитесь от конфликтов.

Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.

Родителям необходимо верить в успех своего ребенка и говорить ему об этомВера и оптимизм родителей формируют уверенность ребенка в собственных силах.

Огромное значение в этот период приобретает правильный режим подготовки. Выстроить его нужно таким образом, чтобы ребенок не только успевал, как следует готовиться, но и высыпался и каждый день имел возможность погулять, подвигаться.

Полноценный сон помогает лучше запоминать информацию, активный отдых – бороться со стрессом. Есть дети, которым, чтобы восстановиться, хватает даже 6-7 часов сна, другие чувствуют себя неважно, если спали меньше 10. Присмотритесь к своему ребенку и найдите правильный ответ. Время перед сном не должно быть посвящено зубрежке: это лучше делать утром и днем, а вечером ребенок пусть занимается любимыми делами – гуляет, читает, смотрит телевизор. Если мозг работает на запоминание, он не сможет быстро переключиться на сон. Не требуйте от ребенка, чтобы он с утра до вечера сидел над учебниками: если он хорошо отдохнет, эффективность его работы будет лучше. Хорошо работает тот, кто хорошо отдыхает.

Тревожный ребенок сам будет стараться подольше посидеть с учебниками, его нужно отвлекать на отдых.

Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов.

В период экзаменов детей отчаянно тянет на сладкое. Неудивительно – оно питает мозг, «быстрые» углеводы – самый легкий для организма способ добыть необходимую ему энергию. На пользу пойдут продукты, богатые триптофаном– куриное мясо, бананы, какао, молоко и молочные продукты. Хорошее подспорье – чай с лимоном и сахаром. Лимон, богатый витамином С, - это поддержка иммунной системы, чай хорошо тонизирует, сахар питает мозг. В целом ребенку в период экзаменов нужна, с одной стороны, легкоусвояемая пища, с другой – энергонасыщенная.

Задолго до экзаменов обсудите с ребенком, что именно ему придется сдавать, какие дисциплины кажутся ему наиболее сложными, почему? Эта информация поможет совместно составить план подготовки – на какие предметы придется потратить больше времени, а что требует только повторения.

Определите вместе с ребенком его «золотые часы» («жаворонок» он или «сова»). Сложные темы лучше изучать в часы подъема, хорошо знакомые – в часы спада.

Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних ему не мешал.

Следите за тем, чтобы во время подготовки ребенок делал короткие перерывы. Объясните ему, что отдыхать, не ожидая усталости, - лучшее средство от переутомления. Избежать переутомления поможет вашему ребенку также и чередование занятий, смена деятельности.

Серьезно вредит подготовке и попытка сосредоточиться над учебниками в одной комнате с работающими телевизором и радио. Если школьник хочет работать под музыку, не надо этому препятствовать, только договоритесь, чтобы это была негромкая музыка без слов.

Прочитайте список вопросов к экзамену. Пусть ребенок просветит вас по тем или иным темам, а вы задавайте вопросы. Чем больше он успеет вам рассказать, тем лучше.

Можно устроить ребенку репетицию письменного экзамена. Договоритесь, что у него будет 3 или 4 часа, усадите за стол, свободный от лишних предметов, дайте несколько чистых листов бумаги, засеките время и объявите о начале экзамена. Проследите, чтобы его не отвлекали телефон или родственники. Остановите испытание, когда закончится время, дайте школьнику отдохнуть и проверьте вместе с ним правильность выполнения заданий. Поговорите и об ощущениях, возникших в ходе домашнего экзамена.

Важно, чтобы ваш ребенок обходился без стимуляторов (кофе, крепкого чая), нервная система перед экзаменом и так на взводе.

Давать ли ребенку успокоительное, если он волнуется? Лучше не стоит. Они тормозят и процесс восприятия информации, и процесс трансляции. На экзамене ребенок будет хуже реагировать на вопросы, может долго думать и тем самым создаст у экзаменатора не лучшее впечатление. Если ребенок сильно беспокоится, желательно вечером сделать ему расслабляющую ванну – например, травяную или хвойную.

Обсудите вопрос о пользе и вреде шпаргалок. Убедите ребенка, что доставать шпаргалку имеет смысл только тогда, когда он не знает почти ничего. Если ему кажется, что шпаргалка поможет получить более высокий балл, рисковать не стоит. В любом случае, помочь может только та шпаргалка, что написана его собственной рукой.

Ни в коем случае не разрешайте засиживаться допоздна перед экзаменом. Договоритесь с ребенком, что вечером накануне экзамена он прекратит подготовку и ляжет спать вовремя. Последние 12 часов должны уйти на полноценный отдых, на подготовку организма, а не знаний.

Накануне экзамена напомните об одежде, соответствующей торжественности случая и необходимых для экзамена учебных принадлежностях.

В день сдачи экзаменов не забудьте вовремя разбудить и, конечно, пожелать своему ребенку удачи и успехов.

Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов – это может отрицательно сказаться на результате («Мне будет стыдно, если ты не поступишь»). Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент не могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально «сорваться». Родители часто сами заставляют детей переживать сверх меры, когда пугают: «Ты не сдашь, ты плохо учил». Правильное послание: «Ты готовился – почему же должны возникнуть проблемы?» или «Ты уже неоднократно писал сложные контрольные работы, сдавал экзамены – так почему же сейчас должно быть по-другому?»

Полезно также активизировать чувство юмора ребенка, т. е. попытаться увидеть во всем происходящем нечто комическое.

Подготовьте ребенка к возможным неудачам, признайте право на ошибку. Внушите ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей. Чувствительные, ранимые дети в случае неудачи испытывают тяжелые переживания (не оправдали доверия, ожиданий учителей и родителей и т. п.). Неудача для них равносильна личностному поражению, т. к. затрагивает самооценку. Такое отношение может быть связано как с врожденными особенностями (легко возбудимая, ранимая личность), так и с воспитанием. Подготовить ребенка к возможным неудачам, а также справиться с высокой тревожностью поможет следующий алгоритм действий:

  1. Спросить себя: «Что меня ожидает в самом худшем случае?».
  2. Примите это как неизбежное.
  3. Спокойно продумайте, как изменить ситуацию.

Если ваш ребенок получил оценку ниже, чем хотелось бы, или вовсе провалил вступительный экзамен, помогите ему справиться с этой бедой. Не критикуйте, не осуждайте и не насмехайтесьнад ним, вместо этого воспользуйтесь возможностью понять, в чем причина неудачи, обсудите, какие выводы можно сделать и что означает в данном случае пресловутое «не повезло».

Каждый, кто сдает экзамены, независимо от их результата, постигает самую важную в жизни науку – умение не сдаваться в трудной ситуации, а провалившись, – вдохнуть полной грудью и идти дальше.

Помогите своему ребенку справиться с нервным напряжением и тревогой перед экзаменом и во время него. Расскажите своему ребенку, что тревожность – естественное, обычное состояние человека в сложной, незнакомой ситуации, и испытывают его абсолютно все люди. Часто тревожность даже является полезной. Если человек начал волноваться, - это означает готовность организма активно действовать, и такие ощущения даже помогают отвечать на экзамене, выступать как можно лучше.

Известно, что одна из причин, мешающих тревожным людям результативно выступать, состоит в том, что они в большей степени сосредоточены не на конкретной деятельности, а на том, какие возможны последствия. Поэтому неэффективно ставить перед собой цель типа: «Я должен получить отличную оценку» или «Я должен ответить во что бы то ни стало». Лучше сформулировать ее конкретно: «Я должен доказать теорему Пифагора».

У тревожных учеников в период подготовки к экзаменам часто возникают опасения не успеть сделать все необходимое в срок, появляется, быть может, несвойственная ему в обычном состоянии суетливость, разбросанность, многократные проигрывания в уме предстоящих событий с неблагоприятным исходом и размышления о негативных последствиях этого исхода. Появляется напряженность, усиливается раздражительность, ухудшаются взаимоотношения с окружающими, портится сон, нередко дают о себе знать ранее перенесенные заболевания. Все труднее становится заставить себя спокойно работать, планомерно и продуманно готовиться к предстоящему экзамену. Даже если это удается, продуктивность труда оказывается намного меньше, чем того требует дело, или даже намного меньше продуктивности труда в обычных, рядовых условиях. Человек хватается за десятки дел, не доводя ни одного до конца.

После окончания школы, напряженных выпускных и вступительных экзаменов, старшекласснику необходим полноценный отдых. Чувство усталости и опустошенности настигает всех выпускников: и безалаберных (с точки зрения взрослых), и ответственных (эти дети особенно подвергаются опасности истощения). Пусть школьник заранее знает, что его ждет отдых после напряженных трудов, независимо от того, к каким результатам приведут его усилия. Любой человек должен уметь концентрироваться на тех задачах, которые стоят сейчас, но еще никому не повредило ощущение, что «сейчас надо напрячь все силы, но потом я смогу отдохнуть и расслабиться».

свернуть

Экзамен без стресса

25.05.2024

Завалить экзамен способен даже отлично подготовленный человек. Дело здесь не только в удаче, но и в психологическом настрое, способности сконцентрироваться на письменном экзамене и очаровать экзаменатора на устном. Преодолеть "мандраж" и научиться успешно сдавать экзамены можно самостоятельно.

Мнения экспертов

"Когда учитель говорит школьникам: "запомните это навсегда", "это" оказывается в долговременной памяти. Извлекать же нужные сведения проще и быстрее из памяти оперативной. То есть все необходимые на экзамене данные должны лежать на поверхности, поскольку долговременная память при стрессе работает плохо, - объясняет Марат Зиганов, научный руководитель "Школы рационального чтения". - Чтобы "перебазировать" знания из долговременной памяти в оперативную, материал нужно повторять по специальному плану, учитывающему психофизиологические законы памяти. Запоминать сведения тоже нужно правильно: не укладывать в память отдельные элементы, как это часто делают даже школьные отличники, а собирать их в систему знаний, тогда информация и вспоминается не как отдельный элемент, а "вытягивает" всю систему за смысловые связи".

Психологические тонкости поведения на экзаменах зависят от того, письменный это экзамен или устный, потому как и степень концентрации в этих ситуации разная.

"При сдаче устного экзамена нужно постараться сократить интервал между входом в аудиторию и ответом: затяжной стресс опустошает голову, - советует доктор психологических наук Александр Орлов. - Очень важно установить контакт с экзаменатором, внимательно наблюдать за его реакцией на ответ.

Недовольная гримаса преподавателя, к примеру, может дать понять, что экзаменуемый идет не по тому пути или вовсе зашел в тупик. К сожалению, большинство абитуриентов отвечают, уткнувшись в листок, и не видят этих "подсказок".

На письменном экзамене, наоборот, важно не обращать внимания на окружающих, а постараться максимально сконцентрироваться на задании.

И общий совет для всех: за день до сдачи любого экзамена надо отвлечься от материала и постараться успокоиться".

Советы... родителям

Вот несколько советов для родителей:

  • Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.
  • Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате тестирования.
  • Повышайте уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем больше вероятность допущения ошибок.
  • Контролируйте режим подготовки к экзаменам, чередование занятий и отдыха.
  • Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов.
  • Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.

Готовимся к экзамену

"При подготовке к экзаменам важно представить себе и ситуацию в целом, и конкретного экзаменатора, - считает Марат Зиганов. - Для этого полезно поиграть в такую игру: сядьте за стол, напротив повесьте фотографию "экзаменатора" (если ее нет, просто нарисуйте кружок и напишите в нем, например, "Иван Петрович Пупкин, профессор математики") и начинайте отвечать по билету."

  • Готовясь к экзаменам, создайте себе максимально комфортную обстановку, устраните раздражители (включенный телевизор или магнитофон).
  • Можно начинать подготовку с того материала, который больше всего интересен и приятен.
  • Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д.
  • Выполняйте как можно больше тестов по предмету. Эти тренировки помогут освоить конструкции тестовых заданий.
  • Оставьте один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.

Час настал...

Экзамен - это всегда стресс. Но что нам мешает с ним справиться? Подготовка к ответу на устном экзамене - это сложный и важный этап. Итак, очередная порция советов.

  1. Сосредоточьтесь и успокойтесь. Если у вас хорошая зрительная память, и вы хорошо подготовились к экзамену, то страница учебника сама всплывёт перед глазами. Если вы взволнованы, то закройте глаза, расслабьтесь, вспомнив на минуту что-либо смешное или приятное. После того, как вы придёте в рабочее состояние, внимательно прочитайте вопросы. Не может быть, чтобы вы абсолютно ничего не знали. Просто не бывает такого!
  2. Начинайте с того, что знаете. Если какой-то вопрос вы знаете хорошо, то начинайте с него. При подготовке к ответу на него вы подсознательно будете припоминать остальные вопросы. И ничего страшного, если вы что-то не можете вспомнить совсем. В конце концов, обладая обширными знаниями о предмете, до многого можно додуматься самостоятельно.
  3. Фиксируйте самое основное.Делайте записи или составьте план ответа. Для того чтобы при ответе ваши знания были последовательными, оставляйте свободное место для тех деталей, которые вы припомните позднее. Если никак не удаётся вспомнить какое-то определение, формулу - пропустите место и вернитесь к этому позднее. Помните: никогда не ходите отвечать с чистым листком, даже если вы суперотличник. Записи помогают и вам и экзаменатору, если нужно сделать выбор...
  4. Только факты. Помните: ответ должен содержать факты и ценную информацию. Переливая "воду" вы рискуете утонуть или "поплыть"... Известно, что несколько конкретных цифр, деталей, фактов оказывают гораздо более глубокое воздействие на собеседника, чем пространные рассуждения по всей теме ответа.
  5. Наблюдайте за экзаменатором.Перед тем, как идти отвечать, вы должны обязательно понаблюдать за экзаменатором: каковы его реакции и степень их проявления, насколько он доброжелателен или наоборот - раздражен, что он вообще за человек. Эта информация вам очень пригодиться при ответе.

А если экзамен письменный, например тестирование? Как вести себя в таком случае? Приведем несколько универсальных рецептов для более успешной тактики выполнения тестирования.

  1. Сосредоточьтесь!Торопитесь не спеша! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество ответов.
  2. Начните с легкого!Начните отвечать на те вопросы, в знании которых нет сомнений. Так вы освободитесь от нервозности, и вся энергия будет направлена на более трудные вопросы.
  3. Пропускайте!Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми вы обязательно справитесь.
  4. Читайте задание до конца!Иначе можно совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.
  5. Думайте только о текущем задании!
  6. Исключайте!Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят.
  7. Оставьте время для проверкисвоей работы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.

В любом случае, как бы не прошел процесс подготовки к экзамену, важен положительный настрой. Ведь любые вершины покоряются, верно? Удачи!

свернуть

Как научиться сдавать экзамены

19.05.2024

  Каждому человеку в жизни приходится проходить через такое серьёзное испытание как экзамен (в переводе с латыни, испытания). Время предэкзаменационной подготовки, как правило, связано с волнением и переживаниями.

Экзамены — не просто отчет об усвоении некого объема знаний по какому-то предмету или кругу вопросов. Это и не просто экзекуция, которую нужно (порой — неизбежно нужно!) претерпеть ради получения оценки не ниже определенной (сами знания тут могут быть уже и ни при чем).

Экзамены — это ещё и технология, и даже тайны, порой очень маленькие, но неизменно очень значительные и, несомненно, важные.

Экзамены — это процесс многокомпонентный и сложный, где каждая из составляющих незаменима.

В процессе подготовки к экзаменам большую роль играет:

  1. Понимание того, что вы хотите получить от этого экзамена

     (четко сформулированная цель).

  1. Ясное представление о том, ЧТО и КАК надо делать

(пути достижения цели).

Для успеха, конечно, необходимо хорошее знание предмета, но это знание нужно ещё и продемонстрировать, причем именно тогда, когда это нужно. Волнение в ситуации экзамена, сколь это ни печально, может быть ещё большим врагом, чем не самое блестящее знание предмета.

Итак, за спиной нелегкая пора подготовки, накопления знаний. Настало время предъявить миру, насколько эти знания усвоены.

 Для успешной сдачи экзаменов необходимо учитывать два фактора:

теоретическую и психологическую подготовку учащихся.

Теоретической подготовкой вы занимаетесь на протяжении всего обучения в школе.

Если вы хотите иметь глубокие и прочные знания, а, кроме того, облегчить себе жизнь во время экзамена, то следует приступать к подготовке к экзамену с самого начала изучения предмета. Это удобно, так как, с одной стороны, помогает готовиться к текущим занятиям, а с другой — значительно облегчает процесс подготовки к экзамену.

Для этого уже в начале учебного года хорошо бы получить экзаменационные вопросы и завести общую тетрадь для кратких ответов по ним. При подготовке к текущим или итоговым занятиям по каждому экзаменационному предмету нужно конспективно (в объеме не более 1/2 стр.!!!) написать план ответа на экзаменационный вопрос. Эта работа должна вестись планомерно в течение всего года, так что к началу экзамена уже будет полный перечень кратких ответов на экзаменационные вопросы.)

 

Мы же хотим посвятить нашу беседу психологической предэкзаменационной подготовке:

Что нужно учитывать при организации предэкзаменационной работы?

Как лучше подготовиться к экзамену?

Как лучше повторять и запоминать материал?

Как правильно организовать свой быт, режим дня?

Как правильно питаться во время экзаменов?

Как быстро успокоиться перед экзаменом и почувствовать себя более уверенно?

Как наладить психологический контакт с преподавателем во время экзамена?

Как вести себя на экзамене?

На эти и другие вопросы, волнующие многих выпускников школ перед экзаменами, мы попробуем найти с вами ответы.

 

От того насколько психологически грамотно вы справитесь с преодолением данного жизненного барьера, во многом зависит не только результат самих экзаменов, но и состояние вашего здоровья.

 

Как же достичь такой комплексной готовности? Как подойти к решающей черте, то есть к экзаменам, в достойной форме?

 

Одни ребята с головой уходят в подготовку: с утра до ночи просиживают над учебниками, пользуя свой измученный мозг крепким кофе вперемешку с валерьянкой.

Другие, наоборот, стараются максимально отвлечься, полагаясь на ранее усвоенные знания и везение. И те и другие, как правило, на экзаменах не блещут.

Легче всего даются экзамены тем, кто выбирает третий вариант подготовки, основанный на здравом смысле и рекомендациях психологов:

 

  1. В период подготовки к экзаменам не следует радикально менять свой режим дня, так как резкая смена привычного образа жизни плохо «вписывается» в налаженные биологические ритмы человека и требует длительного периода адаптации. Поэтому во время экзаменационного периода желательно сохранить привычный ритм сна и бодрствования, ограничившись минимальными изменениями режима дня. Эти изменения должны заключаться в следующем:

Во-первых, чередование сна и бодрствования: не рекомендуется усиливать учебную нагрузку за счет сна. Подобная рекомендация обусловлена тем, что нормальный сон не только снимает умственное утомление и обеспечивает восстановление потраченных сил организма, но и играет важнейшую роль в механизмах памяти.

Как показали исследования ученых, именно во время сна происходит перевод информации, полученный за день из оперативной в долговременную память. Поэтому сокращение количества времени, отведенного на сон, не только будет приводить к плохому психическому самочувствию, вялости и апатии, но и снизит эффективность усвоения учебного материала.

    Поэтому, во время подготовки к экзаменам, помимо ночного сна, желательно ввести в распорядок дня кратковременный (1—1,5 часа) дневной сон.

В экзаменационную пору режим дня часто расстраивается: многие жалуются на нарушение сна. Оно связано с сильным волнением, и велик соблазн бороться с ним с помощью успокоительных пилюль и таблеток.

Но это опасный путь. Всякое успокоительное средство, даже безобидная валерьянка, оказывает тормозящее действие на нервную систему. В подростковом жаргоне «тормозом» называют тугодума, человека туповатого и плохо соображающего. Так что не следует становиться таким «тормозом» добровольно. А в качестве снотворного, если в том есть необходимость, лучше всего использовать древнейшее средство — мед, который к тому же прекрасно питает мозг.

Во-вторых, чередование умственной и физической деятельности. Во время подготовки к экзаменам наиболее оптимальной формой распределения нагрузки являются полуторачасовые занятия с пятнадцатиминутными перерывами между ними для физкультпауз. Способ физической активности не имеет существенного значения — это может быть обычная физзарядка, аэробика, танцы и пр. При этом желательно задействовать все группы мышц для усиления кровообращения в организме, которое при сидячей умственной работе требует периодической, активной стимуляции за счет работы мышц.

Помимо кратковременных перерывов в режиме дня следует предусмотреть 1 —2 больших часовых перерыва для прогулок на свежем воздухе. Прогулки летом желательно организовывать в парках, скверах и других местах, имеющих зеленые насаждения с тем, чтобы обеспечить активную вентиляцию легких и насыщение организма кислородом. Для разрядки можно поиграть в волейбол или бадминтон, покататься на велосипеде или на роликах. Посвященный этому час может принести больше пользы, чем лишний час занятий при многочасовом сидении за учебниками.

 Кто-то, наверное, сочтет, что для полноценной разрядки совсем здорово было бы сходить, например, на дискотеку. Но такое времяпрепровождение лучше отложить на послеэкзаменационную пору. Действительно, энергичные танцы под бодрую музыку дают немалую физическую нагрузку и приносят положительные эмоции. Однако эту нагрузку и эти эмоции современные дискотеки обеспечивают даже в избытке, что само по себе становится для организма и психики довольно сильным стрессом.

 

  1. Известно, что люди делятся на жаворонков» и «сов» и их умственная продуктивность различна в разное время суток.

Попробуйте разобраться, к какому типу принадлежите Вы? 

Для «жаворонка» лучше начинать подготовку с утра пораньше, а вот засиживаться допоздна не просто бесполезно, но даже вредно.

Если же Вы — скорее «сова», то усаживаться за учебник в ранний час нецелесообразно: вы еще не вполне проснулись и будете долго входить в рабочий ритм. А вот посидеть чуть попозже вечерком может быть нелишне.

Строго фиксированного «лучшего» времени для подготовки к экзаменам не существует: для разных людей оно разное. Лучшее для вас — то, когда вы лучше всего воспринимаете прочитанное. Страшно неудобно, когда это бывает среди ночи, но, что делать, для некоторых людей это так. Однако во сколько бы это не было, вы должны высыпаться!

 

  1. Большинство школьников не воспринимают экзамены всерьез, пока те не замаячат в ближайшей перспективе. Поэтому львиная доля подготовки, как правило, приходится на последние недели и дни. А это создает исключительное напряжение - ведь на завершающем этапе подготовки требуется интенсивное повторение огромного материала. Поэтому оставьте для подготовки к экзамену достаточно времени, чтобы не возникла ситуация, когда нужно прочитать весь материал за последнюю минуту. Этот подход позволит значительно усилить Вашу уверенность в своих силах и снизить предэкзаменационный стресс, так как Вы будете знать, что потратили достаточно времени на подготовку и подготовились хорошо.

    Практика показывает, что, имея в распоряжении всего несколько дней, следует сначала просмотреть весь материал и распределить его таким образом: количество вопросов делится на время подготовки к экзамену, причем вторую половину дня перед экзаменом нужно оставить в резерве.

 

Повторять материал желательно ежедневно, так как 20—30% прочитанного на следующий день из памяти улетучивается. Поэтому первые полтора-два часа лучше посвятить тому, чтобы освежить в памяти пройденное накануне.

 

  1. Прежде чем начать подготовку к экзаменам, следует оборудовать место для занятий:убрать лишние вещи, удобно расположить нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т. п. Психологи считают, что хорошо ввести в такой интерьер для занятии желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Не надо переклеивать ради этого обои или менять шторы, достаточно какой-то картинки в таких тонах, эстампа, которые в конце концов можно сделать и самому, использован, например, технику коллажа.

 

  1. Приступая к подготовке к экзаменам, полезно составить план. Составьте общее расписание своей подготовки к экзамену, чтобы Вы смогли следить за временем и за своим прогрессом.

Составляйте план на каждый день подготовки, четко определите, что именно сегодня будете изучать. Не вообще: «Немного позанимаюсь», а что именно сегодня будете учить, какие именно разделы какого предмета.

В конце каждого дня подготовки следует проверить, как вы усвоили материал: вновь кратко запишите планы всех вопросов, которые были проработаны в этот день.

При подготовке к экзаменам вообще полезно структурировать материал за счет составления планов ответов, схем, причем обязательно делать это не в уме, а на бумаге. Такая фиксация на бумаге полезна потому, что при воспоминании, повторении «про себя», смешиваются узнавание и реальное знание, а узнавать всегда легче, чем вспоминать. Возникает впечатление знания, а когда надо пересказать его другим, сказать вслух, оно куда-то улетучивается. Именно с этим часто бывают связаны случаи, когда кажется, что вы знаете, помните, а начинаете отвечать, и ответ получается отрывочным, скомканным. Поэтому такими приемами хорошо пользоваться и в течение учебного года при подготовке уроков. Кстати, тогда и к экзаменам придется меньше готовиться. Когда вы записываете план ответа, вы становитесь в позицию человека, передающего свои знания другим, т. е. делаете то же самое, что надо делать, отвечая в классе или на экзамене. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала и даже иногда непосредственно в ответе на экзаменах.

 

  1. Конечно, хорошо начинать — пока не устал, пока свежая голова — с самого трудного, с того раздела, который заведомо знаете хуже всего. Но бывает и так, что заниматься не хочется, в голову ничего не идет. Короче, «нет настроения». В таком случае полезно начать, напротив, с того, что знаете лучше, с того материала, который вам более всего интересен и приятен. Возможно, постепенно вработаешься и дело пойдет.

 

  1. Перед устным экзаменом хорошо попробовать ответить на вопросы перед зеркалом (желательно таким, чтобы видеть себя в полный рост), обращая внимание на позу, жесты, выражение лица. Ответы на наиболее трудные вопросы полностью, развернуто расскажите маме, другу, любому, кто захочет слушать, причем старайтесь это делать так, как требуется на экзаменах.

Если вы хорошо воспринимаете информацию «на слух», можно договориться с подругой или приятелем, разделить вопросы и рассказывать их по очереди. Такой способ позволяет выбрать наилучшую манеру держаться на экзамене, оптимальный темп речи и интонацию. При хорошо развитой слуховой памяти будет достаточно вспомнить мелодику фразы, чтобы за ней потянулось содержание.

Почему это надо делать? В психологии установлено, что чем больше различия в состояниях человека в тот момент, когда он получает информацию (готовится к экзамену) и воспроизводит ее (сдает экзамен), тем труднее ему извлекать информацию из памяти. Готовиться обычно приходится дома, сидя, а то и лежа, в спокойной обстановке, расслабившись, а отвечая на экзамене человек испытывает напряжение, волнение. Экзамен — волнующее событие, но волнение может быть разного рода. Чаще всего оно порождено боязнью неудачи. Боязнь же продиктована, прежде всего, необычностью ситуации. Этот фактор желательно заранее смягчить. Если вы все время перед экзаменом провалялись на диване, пускай и с учебником в руках, контраст со строгим экзаменационным классом будет слишком силен.

Поэтому готовиться лучше в максимальном приближении к реальной обстановке: учить, сидя за столом, проговаривать ответ вслух, стоя как бы «у доски» или, сидя рядом с «экзаменатором» (это может быть мама, папа или кто-то из родственников, друзей).

Ведь речь «про себя» отличается от речи вслух: она краткая и сжатая. Для того чтобы стать понятной другим, она требует перевода. И тогда оказывается, что не все можно перевести: что- то забыто, что-то в переводе кажется бледной копией, что-то видится как образ, картинка, а словами не выражается.

 

Когда вы пересказываете ответ, вы включаете особый вид памяти - речедвигательную память, помогающую вам отвечать не на внутреннем, а на общедоступном языке.

 

Только тут и выясняется, что вы знаете твердо и чем можете поделиться с другими, что только для себя и поэтому требует дополнительного перевода, а что, как оказывается, вообще не знаете.

Обязательно «проигрывайте» мысленно ситуацию экзамена, представьте себе во всех деталях обстановку, комиссию, свой ответ. Старайтесь делать это как можно конкретнее и подробнее. Но — внимание! — сконцентрируйтесь на выборе лучшего ответа, лучшей формы поведения.

 

  1. Как правило, ученик сам хорошо знает, как ему удобнее запоминать. Для одного полезно читать вслух, ибо у него лучше развита слуховая память. Самое эффективное — репетиция ответа перед зеркалом.

    А тому, кто лучше запоминает не услышанное, а написанное, помогут... шпаргалки. Да, текст, коротко и ёмко изложенный на небольшом листке, хорошо запоминается. Надо только помнить, что польза от шпаргалок распространяется до порога класса. За этим порогом начинается вред: в лучшем случае придется краснеть от стыда, а если учитель не столь мягкосердечен, то возможны и худшие варианты...

Самый оригинальный способ запоминания подсказал один из учащихся. Сначала он по учебнику «наболтал» на аудиокассеты уверенным тоном ответы по темам, в которых «плавал». А потом - ехал ли в метро, занимался ли дома, - все время их слушал. Такой своеобразный тренинг. Кстати, экзамены он сдал на «отлично».

 

  1. Как лучше всего запоминать материал?

Главное, никогда не надо стараться выучить весь учебник наизусть, а надо всегда помнить, что ваша задача не вызубрить, а понять. Поэтому концентрируйте внимание на ключевых мыслях.

Человеческий мозг способен в ограниченное время воспринять лишь определенный объем информации. С помощью волевого усилия возможно немного расширить эти рамки, но это связано с большим напряжением. Поэтому интенсивное «накачивание» информации и ее правильное воспроизведение на экзамене — серьезная интеллектуальная задача, связанная с большой нагрузкой на мозг.

Вы никогда не задумывались, почему в древности число “семь” пользовалось такой популярностью и было окружено таинственным ореолом? Почему, скажем, “семь бед - один ответ?” Почему, прежде чем отрезать, надо семь раз отмерить, и с какой стати именно “семеро одного не ждут?” А еще были семь древнегреческих мудрецов, “семь чудес света”, да и семидневная неделя вряд ли случайна...

Психологи раскрыли секрет “магической” семерки. Оказывается, таков в среднем объем нашей оперативной памяти. При одновременном восприятии она способна удержать и затем воспроизвести в среднем лишь семь объектов. Причем семь букв запоминаются не легче, чем семь слов и даже семь фраз.

Поэтому, если подлежащего заучиванию материала очень много, лучше разбить его на большие смысловые куски, стараясь, чтобы их количество не превышало семи.

И еще один вывод следует из этого правила: смысловые куски материала необходимо укрупнять и обобщать, выражая главную мысль одной фразой.

Ведь для запоминания и одного предложения, и одной мысли, в которой заключается смысл двухстраничного текста, требуется сравнительно одинаковый объем памяти.

Вот что писал по этому поводу американский психолог Миллер, который открыл это явление: “Это похоже на то, как если бы вам пришлось носить все ваши деньги в кошельке, который может вместить только семь монет. Кошельку совершенно безразлично, будут ли эти монеты пенсами или серебряными долларами”.

 

  1. Следует помнить про коварные психологические «ловушки».

Первая — это эффект узнавания. Глядя в текст, порой чувствуешь, что где-то когда-то все это видел, читал, а потому незачем терять время на изучение этого вопроса, можно переходить к следующему. Но узнавание почти всегда поверхностно. Материал, который кажется знакомым, нелишне повторить!

Вторая ловушка — эффект края. Психологи утверждают, что при прочтении любого текста лучше запоминаются его начало и конец.

Поэтому при запоминании и повторении повышенное внимание надо уделить середине текста.

 

  1. Как повторять?

Что лучше - еще раз прочитать текст или попробовать пересказать его своими словами?

В одном эксперименте по изучению памяти учащиеся были разделены на четыре группы.

 

В первой отрывок текста читали 4 раза; 

во второй - З раза читали и раз пересказывали;

в третьей читали 2 раза и 2 раза пересказывали;

в четвертой - только 1 раз читали и раза пересказывали.

 

Содержание текста лучше всего запомнили учащиеся четвертой группы, а хуже всего - первой.

Следовательно, пересказ текста своими словами приводит к лучшему его запоминанию, чем многократное чтение, поскольку это активная, организованная целью, умственная работа. Вообще говоря, любая аналитическая работа с текстом приводит к его лучшему запоминанию.

 

  1. Готовясь к экзамену, никогда не думайте о том, что провалитесь, а, напротив, мысленно рисуйте себе картину триумфа, легкого победного ответа. Мысли о возможном провале недаром называют саморазрушающими. Они не только мешают вам готовиться, создавая постоянное напряжение и смятение в мыслях, занимая в них главное место, они к тому же как раз и позволяют вам ничего не делать или делать все, спустя рукава (зачем трудиться, если все равно ничего не выйдет). Совет может быть таким: сосредоточьтесь на конкретных задачах, продумывайте программу подготовки на каждый день и четко следуйте ей.

При подготовке к экзаменам необходимо сосредоточиться на достижении успеха.

Так воин, накануне штурма, не должен думать о госпитале. Конечно, от неудачи не застрахован никто, но чем меньше ее боишься, тем более вероятен успех.

свернуть

Питание в период экзаменов

16.05.2024

Экзамены – серьезная проверка организма на прочность. Особая нагрузка в этот период ложится на нервную систему. Во время подготовки к экзаменам необходимо быстро и глубоко сосредотачиваться, запоминать большой объем материала. На экзамене надо уметь справиться с волнением. Поэтому придется обратить внимание на режим питания. Перед школьниками стоят две задачи:

  • исключить из рациона то, что еще больше осложняет работу организма
  • добавить то, что ему поможет справиться с нагрузкой.

 Во время интенсивной умственной работы рекомендуется 4 -5-разовое питание.

При более редком питании поступление большого количества питательных веществ вызывает перенаполнение желудка, прилив крови к нему и, соответственно, нарушение кровоснабжения мозга, что вызывает вялость и сонливость.

Более частое питание отвлекает от занятий и в сочетании с гиподинамией может приводить к повышению массы тела. Питание должно быть средней калорийности, в пищевом рационе должно быть достаточное количество белков, витаминов и растительных жиров. Избыток животных жиров и крахмала нежелателен.

Очень важно наличие в пище свежих растительных продуктов - овощей и фруктов. Они не только являются источников витаминов, но содержат клетчатку, обеспечивающее нормальное функционирование кишечника (в противном случае сидячая умственная работа и хронический нервный стресс, сопровождающийся активацией симпатической нервной системы, могут вызывать запоры). Помимо свежих овощей и фруктов, в качестве источника витаминов можно использовать ржаной хлеб, яйца, печень, также можно применять поливитаминные комплексы с добавлением микроэлементов.

 

Лучше распрощаться:

  1. С бутербродами, хот-догами, пирожками. Никакой сухомятки и еды на бегу: в такой еде одни «пустые» калории, очень мало полезных веществ. Организму нужна полноценная горячая пища. Хочется перекусить - лучше взять яблоко или апельсин.

 

  1. С искусственными газированными напитками (это всего лишь смесь воды, сахара или сахарозаменителя, ароматизатора и пищевого красителя). Никакой пользы для ума, сплошной вред для желудка и печени, а им и так нелегко, на них тоже сказывается общая нервозность.

К тому же, ученые доказали, что даже диетические газированные напитки могут искусственно вызывать у человека чувство голода.

 

  1. С чрезмерным количеством кофе. 1-2 чашки организм подстегнут и тонизируют, а 3-4 настроят на необходимость постоянного допинга и превратятся как минимум в 5-6. В итоге работоспособность ничуть не улучшится, а перебор с кофеином не даст нормально отдохнуть ночью. Кроме того, большие дозы, да еще с непривычки, могут вызвать запредельное возбуждение либо, наоборот, вогнать в депрессию.

 

Иногда неправильному питанию могут способствовать и чересчур заботливые родители (исключительно с позитивными намерениями).

Ты все время проводишь дома на родном диване с учебником в руках. Мама не может нарадоваться на трудолюбивое (наконец-то) чадо, то и дело подсовывает бутербродик с жирной колбаской или предлагает отведать жирного супчику.

Пора задуматься о том, что именно ты потребляешь в пищу, потому как твой обед может повлиять на исход экзаменационной битвы. Некоторые продукты помогут сосредоточиться и успокоить порядком расшатавшиеся нервы.

 

  Забудь про диеты.

Организм и так страдает от стресса, а ты его несчастного еще не докармливаешь. Для того, чтобы мозги работали в полную силу, питание должно просто быть регулярным и полноценным. Не стоит перенасыщать свой рацион углеводами.

Особенно необходимы молодому организму в этот нелегкий период продукты, которые содержат большое количество белка и витаминов группы В. Это нежирные сорта мяса, печень, молочные продукты, бобовые, зерновые, коричневый рис, орехи, свежие овощи и фрукты, пивные дрожжи.

Самое полезное блюдо в экзаменационный период – это жирные сорта рыбы - витамины, жиры и кислоты не дадут вашему организму расслабиться.

Для перекуса идеально подойдут несоленые орешки, сухофрукты и свежие фрукты. Хочется чего-то более существенного? Овощной суп или бутерброд с сыром будут очень кстати. А вот про чипсы на время лучше забыть, из-за высокого содержания жира желудку будет тяжело. Молочные продукты ненадолго прогонят чувство голода, но подкрепиться йогуртом очень даже полезно для нервной системы.

При «зубрежке» также полезно погрызть морковку (еще лучше натереть на терку и полить подсолнечным маслом), она улучшает память.

А помидоры, любые цитрусовые и капуста избавляют от лишнего стресса, так что на сочинение лучше взять с собой не булку, а апельсин.

Если ты слишком нервничаешь, и кусок в горло никак не лезет, возьми с собой пару бананов или съешь горсточку изюма. Кстати, в бананах содержится «гормон счастья» - серотонин, очень необходимый в такой трудный момент как сдача экзаменов.

Многие рекомендуют во время экзаменов есть шоколад, он действительно поможет сконцентрировать внимание и немного успокоиться. Но злоупотреблять сладостями не стоит. Это, вопреки распространенному мнению, вовсе не «пища для ума», а предпосылка для набора лишнего веса: калории-то на движение не тратятся, все время проходит в основном за письменным столом. Дневную норму сладкого хорошо бы ограничить до 5-6 ложек (40-50г) сахара, или 3 шт. шоколадных конфет, или 5 карамелек, или 5 ч. ложек варенья или меда.

 Клубника же улучшит настроение и поможет избавиться от отрицательных эмоций,   другая ягода – черника - улучшит кровообращение мозга.

Наиболее полезны темно-зеленые и желто-красные овощи - источники витамина С и каротина. Их нужно есть не реже чем 2 раза в день, как в свежем, так и в вареном, тушеном виде. В обязательном порядке организму нужны фрукты (лучше желто-оранжевые, не меньше 400 г в день) и соки.

 А что же пить?

Не стоит идти на поводу у рекламы и подпитываться энергетическими напитками, даже если это последняя ночь накануне заветного экзаменационного дня, а ты всё еще ничего не знаешь. Давно доказано, что «утро вечера мудренее», тем более что кофеиновая бодрость быстро исчезнет. В разрекламированных энергетических напитках содержится очень большое количество (примерно 30% от объема) кофеина, но не того растительного кофеина, который мы употребляем в кофе (и который, тоже, кстати, не безвреден), а кофеина химического происхождения, полученного промышленным путем. Ведь на следующий день ты будешь чувствовать усталость, «разбитость» и еще больше переживать.

Пока готовишься к экзаменам, лучше пей минеральную воду или без содержания сахара, а про чай и кофе пока забудь.

   Перед самим экзаменом неплохо выпить стакан лимонного или ананасового сока (большое количество витамина С плюс минимум калорий).

На выпускных экзаменах в школах часто предлагают чай с лимоном. Не отказывайся, это тебе поможет.

 

Только не надо делать главную ставку на меню и ожидать от него чудес. Полезно принимать витамины, так что выбери в аптеке витаминный комплекс: запомни, тебе необходимы селен, цинк, магний, кальций, витамины В и С.

Витамины не только помогут справиться со стрессом, но и улучшат качество кожи, волос и ногтей.

 

Итак, помните:

 

Во время экзаменов не стоит бросаться в крайности: ни переедание, ни диета в этот период недопустимы. Нужно сбалансированное, разумное, регулярное, разнообразное питание с соблюдением всех заповедей здорового образа жизни. Мыслям об экзаменах не место за обеденным столом - пусть остаются на письменном. Есть нужно в спокойной обстановке, неторопливо и с удовольствием.

свернуть

Як зладзіцца з экзаменацыйным стрэсам

10.05.2024

Парады выпускнікам

 

 

Як зладзіцца з экзаменацыйным стрэсам:

 

  • Праверце сябе

Вы б не змаглі навучацца па дадзенаму курсе ціспрабавацьздаць той цііншыпрадмет, калі б у вас не было на тое здольнасцяў. Гэтазначыць, штокалі вы падрыхтуецеся да іспытуналежнымчынам, то абавязковаягоздасце, без лішнягахвалявання і турботы.

  • Не спрабуйцебыцьдасканалым

Спрабавацьзаўсёдыбыцьпаспяховым і цягнуцца да зорак - гэтавыдатна. Але пры

гэтымнеабходнапрытрымлівацца балансу. Думаючы, штоадзнакаменшчым“выдатна”азначае“правал”, падвяргаецесябебескарыснамустрэсу. Неабходназаўсёдыімкнуццарабіцьусё добра, але забываць, штоніхто не можазаставаццадасканалым.

  • Плануйце і прадпрымайцепаслядоўнаякрокі для пераадоленняпраблем

Калі вы штосьці не разумееце ў матэрыяле курсу, то звернецеся за дапамогай да

педагога цісябра. Праблемынеабходнавырашаць у корані.

  • Не трымаецеўсё ў сабе

Шукаючыпадтрымку ў сяброў і падзяляючыся з імісваіміпраблемамі, вы тымсамымзначназмяншаеце сваю трывогуперадхуткіміспытам.

  • Гледзіце наўсё ў перспектыве
  • Іспытымогуцьздавацца вам самайзначнайпадзеяй на дадзенымомант, але ў
  • ракурсе ўсяговашагадалейшагажыцця - гэтаўсяготолькіневялікаячастка.
  • Пакіньце для падрыхтоўкі да іспыту досыць часу, каб не паўстала сітуацыя, калі трэба прачытаць увесь матэрыял курсу за апошнюю хвіліну. Гэты падыход дазволіць значна ўзмацніць упэўненасць у сваіх сілах і зменшыць прадэкзаменацыйны стрэс, бо вы будзеце ведаць, што выдаткавалі сапраўды часу на падрыхтоўку і падрыхтаваліся добра.
  • Складзіце расклад сваёйпадрыхтоўкі да іспыту, каб вы змаглісачыцьза часам. Пакіньцедосыць часу для адпачынку, кабпазбегнуцьператамленняў.
  • Эксперыментуйце з розныміметодыкаміпадрыхтоўкі, кабзаняткісталі для вас свайго роду забаўкай, і тадывашаматывацыяўзмоцніцца.
  • Не піце шмат кавы, газаваныхнапояў: кафеіняшчэбольшузбудзіць ваш мозг і зробіцьягоменейуспрымальным да інфармацыі. Піцебольш воды. Сілкуйцесячасцей і правільна, бо ў перыядпадрыхтоўкі мозгу патрабуеццабольшпажыўныхрэчываў.
  • Рабіце фізічныя практыкаванні. Рэгулярная, але ўмераная фізічная нагрузка надасць энергіі і зменшыць адчуванне стрэсу.
  • Паспрабуйцедыхальнуютрэніроўку і іншыяспосабы для паслаблення і пераадоленністрэсу. Гэтадапаможазняцьнапругу, павялічыцьувагу, а таксамапалепшыць сон.
  • Пазбягайцепанікі. Нерваваццаперадіспытам - гэта натуральна, але ўпадаць у панікунепрадуктыўна, бо вы не зможацедумаць ясна.
  • Самыхуткі і найболейэфектыўныспосабпераадоленняадчуваннястрэсу і панікі - гэтазаплюшчыцьвочы і зрабіцьнекалькіпавольных, глыбокіхуздыхаў. Удыхпавіненбыцьудва разу карацейвыдыху. Такое дыханнесупакоіцьусювашунервовуюсістэму. Адначасоваможнапрагаварыцьпрасябенекалькіразоў: "Я спакойны і паслаблены" ці "Я ведаю, што смогу гэтазрабіць, і зраблюгэта добра". Калі вы адчуваеце ў сваёйгалавепустэчу - не панікуйце! Калі вы ўсё ж не можацеўспомніцьнеабходнуюінфармацыю, пераходзіце да іншагапытання, вернецеся да гэтагапытанняпазней.
  • Пасляіспыту не трэба дарма марнаваць час, асуджаючы і крытыкуючысябе за тое, што, па вашыммеркаванні, вы зрабілі не так. Павіншуйцесябе за тыярэчы, якія вы зрабіліправільна. Калііспытысапраўдыпрымушаюць вас пачуваццанездаровым, турбуюць, не хавайцесваіхпачуццяў. Пагаворыце з блізкіміпра свае адчуванні - гэтаадзіныспосабатрыманнядапамогі і падтрымкі.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Як падрыхтавацца да здачы экзаменаў

 

  • Спачатку падрыхтуйце месца для заняткаў: прыбярыце са стала лішнія рэчы, зручна размесціце патрэбныя падручнікі, дапаможнікі, сшыткі, паперу, алоўкі і г.д.
  • Можна ўвесці ў інтэр'ер пакоя жоўты і фіялетавы колеры, паколькі яны павялічваюць інтэлектуальную актыўнасць. Для гэтагабываедосыцьякога-небудзьмалюначка ў гэтыхтонах.
  • Складзіце план заняткаў. У залежнасці ад таго, "жаўрук" вы ці "сава", максімальнавыкарыстоўвайцеранішніяцівячэрніягадзіны. Складаючы план на кожныдзеньпадрыхтоўкі, неабходнавыразнавызначыць, якіяменавітачасткі і тэмы вы будзецевывучаць.
  • Пачніце з самагацяжкага - з той часткі, яківедаецегоршусяго Але калі вам цяжкаможнапачаць з тагоматэрыялу, які вам найболейцікавы і прыемны, - так лягчэйувайсці ў працоўнырытм.
  • Чаргуйцезаняткі і адпачынак. Напрыклад, 40 хвілінзаняткаў, затым 10 хвілін - перапынак. Можнатым часам памыць посуд, паліцькветкі, зрабіцьзарадку, прыняць душ.
  • Не трэбаімкнуцца да таго, кабпрачытаць і вывучыць на памяць увесь падручнік. Карыснаструктуравацьматэрыял за кошт складанняпланаў, схем, прычымпажадана на паперы. Планы карысныя і таму, штоіхлёгкавыкарыстоўвацьпрыкароткімпаўторыматэрыялу.
  • Выконвайце як мага больш розных тэстаў па прадмеце. Гэтыятрэніроўкіазнаёмяцьсаструктурайтэставыхзаданняў.
  • Трэніруйцеся з секундамераму руках, засякайце час выкананнятэстаў.
  • Рыхтуючыся да іспытаў, ніколі не думайцепратое, што не зладзіцеся з заданнем, а насупраць, уяўнамалюйцесабекарцінутрыўмфу.
  • Пакіньцеадзіндзеньперадіспытам на тое, кабізноўпаўтарыць усе планы адказаў, спыніццана самых цяжкіхпытаннях.
  • Выпрабуйцесябе ў папярэднімтэставанні, для тагокабадчуцьатмасферу на тэставанні, пазнацьузровеньсваіхздольнасцяў, выявіцьпрабелы ў ведах.
  • Напярэдаднііспытунеабходнаадпачыць.. Выспіцеся як мага лепш, кабустацьадпачылым, з адчуваннемздароўя і сілы.
  • У месца правядзенняэкзамену вы павінныз'явіцца, не спазняючыся, лепш за паўгадзіну да пачаткутэста.

 

Экзамен – гэта своеасаблівая барацьба, у якой трэба выявіць сябе, паказаць свае магчымасці і здольнасці!

 

 

Памятка для бацькоў па выбары прафесіі

Паважаныя таты і мамы!

Выбар прафесіі - важная і адказная справа!

  • Выбірая прафесію, трэба ўлічваць у першую чаргу інтарэсы дзіцяці, яго схільнасці, здольнасці, жаданні і толькі потым сямейныя традыцыіі інтарэсы.
  • Дайце свайму дзіцяці права выбару будучай прафесіі.
  • Абмяркоўвайце разам з нім магчымыя "за" і "супраць" абранай прафесіі.
  • Разглядайце выбар будучай прафесіі не толькі з пазіцыі матэрыяльнай выгады, але і з пазіцыі маральнага задавальнення.
  • Улічвайце ў выбары будучай прафесіі асобасныя якасці свайго дзіцяці, якія неабходны яму ў дадзенай спецыяльнасці.
  • Калі ўзнікаюць рознагалоссі ў выбары ў прафесіі, выкарыстоўвайце магчымасць параіцца са спецыялістамі.
  • Падтрымлівайце дзіця, калі ў яго ёсць цярпенне і жаданне, каб яго мара спраўдзілася.
  • Калі ваша дзіця памылілася ў выбары, не карайце яго за гэта. Памылку можна выправіць.
  • Калі ваша дзіця рана захапіўся нейкай прафесіяй, дайце яму магчымасць падтрымліваць гэту цікавасць з дапамогай літаратуры, заняткі ў кружках і г.д.
  • Памятайце, што дзеці пераймаюць традыцыі адносін да
  • прафесіі ад сваіх бацькоў!

 

 

свернуть