Министерство образования Республики Беларусь
Государственное учреждение образования
«Дукорская средняя школа»
Психологические особенности младших подростков
Консультация
В 11 лет практически все дети пересекают рубеж подросткового возраста. Какие же особенности психологического и социального развития младших подростков?
Важнейшим содержанием психического развития подростков становится развитие самосознания, возникает интерес к собственной личности, к выявлению своих возможностей и их оценке. В развитии познания окружающей действительности наступает период, когда объектом глубокого изучения становится человек, его внутренний мир. Интерес к себе, к собственной психической жизни и к качествам своей личности рождает потребность сравнивать себя с другими, оценить себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях. Так формируется представление подростка о собственной личности.
Возникновение у ребёнка чувства взрослости является центральным и специфичным новообразованием этого возраста. Данное новообразование самосознания становится стержневой особенностью личности. Подростки становятся восприимчивы к усвоению норм, ценностей и способов поведения, существующим в мире взрослых и в их отношениях. Именно в подростковом возрасте происходит сознательное усвоение ценностей.
В нравственном плане подросток начинает руководствоваться в своём поведении теми нравственными убеждениями, которые он усваивает под влиянием окружающей среды (семьи, сверстников).
В подростковом возрасте происходит изменение характера познавательной деятельности. Подросток становиться способным к более сложному аналитико-синтетическому восприятию предметов и явлений. У него формируется способность самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать относительно глубокие выводы и обобщения. Развивается способность к абстрактному мышлению. Для подросткового возраста характерно интенсивное развитие произвольной памяти, возрастание умения логически обрабатывать материал для запоминания. Внимание становится более организованным, всё больше выступает его преднамеренный характер.
Характерная особенность подросткового возраста – половое созревание организма. У девочек оно начинается практически с одиннадцати лет, у мальчиков несколько позже. Половое созревание вносит серьёзные изменения в жизнь ребёнка, нарушает внутреннее равновесие, вносит новые переживания, влияет на взаимоотношения мальчиков и девочек.
Стоит обратить внимание на такую психологическую особенность данного возраста, как избирательность внимания. Это значит, что дети откликаются на необычные, захватывающие уроки и классные дела, а быстрая переключаемость внимания не даёт возможности сосредоточиться долго на одном и том же деле. Однако, если создаются трудно преодолимые и нестандартные ситуации, ребята занимаются работой с удовольствием и длительное время.
Значимой особенностью мышления подростка является его критичность. У ребёнка, который всегда и во всём соглашался, появляется своё мнение, которое он демонстрирует как можно чаще, заявляя о себе. Дети в этот период склонны к спорам и возражениям, слепое следование авторитету взрослого зачастую сводится к нулю, родители недоумевают и считают, что их ребёнок подвергается чужому влиянию и в семьях наступает кризисная ситуация: «верхи» не могут, а «низы» не хотят мыслить и вести себя по-старому.
В этом возрасте подросток весьма подражателен. Это может привести его к ошибочным и даже к аморальным представлениям и поступкам.
Мальчики-подростки склонны выбирать себе кумирами сильных, смелых и мужественных людей. Притягательными могут для них стать не только книжные пираты и разбойники, но и вполне реальные местные хулиганы. Подражая им, подростки, сами того не понимая, переходят ту опасную грань, за которой смелость становиться жестокостью, независимость - подлостью, любовь к себе – насилием над другими.
Девочки-подростки созревают физически раньше, чем мальчики, поэтому девочки хотят общаться с мальчиками более старшего возраста.
Если хотите, чтобы подростковый возраст прошел без осложнений, следует соблюдать следующие требования:
У подростка очень хрупкий организм, он может часто болеть, у него обостряются хронические заболевания. Надо помочь организму справиться с перестройкой. Для этого строго следите за соблюдением режима дня. Не позволяйте злоупотреблять острой пищей, пить много кофе, есть много шоколада (это крайне вредно для подростка).
Подростки много времени проводят в праздности: часами болтают по телефону, смотрят телевизор, круглосуточно слушают громкую музыку. Научите ребенка дорожить своим временем. Норма просмотра телепередач в этом возрасте – 60 минут в день, а для возбудимых детей и того меньше.
Самое важное для ребенка – общение. Разговаривайте с ним каждый день, обсуждайте, что интересного произошло в течение дня. Не выпытывайте у него информацию, лучше организуйте диалог, расскажите о своих проблемах, таким образом подавая ребенку пример самораскрытия. Чаще обсуждайте с ним разные вопросы семейной жизни.
Старайтесь не ругать подростка в случае неудачи. Помогите ему разобраться в причинах случившегося.
Чаще хвалите ребенка и проявляйте любовь, не забывайте о тактильном контакте (обнимайте, целуйте).
Учитывая, что главное новообразование возраста – чувство взрослости, расширяя обязанности подростка, не забывайте расширять его права.
Приучайте подростка к систематическому труду. У него обязательно должны быть обязанности по дому.
Создайте дома обстановку нетерпимости к курению и употреблению алкоголя, тогда и у ребенка не появятся подобные вредные привычки.
Обязательно организуйте систематические занятия спортом. Следите за тем, чтобы ребенок посещал уроки физкультуры, помогите ему выбрать спортивную секцию.
В случае появления у ребенка необычной манеры поведения проанализируйте причины ее появления, при необходимости обратитесь к психологу.
Источники:
Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М.:1987.
Особенности обучения и психического развития школьников 13-14 лет./ Под ред. И.В.Дубровиной, Б.С.Круглова. – М.: 1988.
Прихожан А.М. Книга для родителей подростков: программа развития и воспитания. М.: 1999.
Подростковый возраст – период активного формирования мировоззрения человека. В этом возрасте совершенствуется самооценка и самопознание, что оказывает сильное влияние на развитие личности в целом. Самооценка является центральным новообразованием подросткового возраста, а ведущей деятельностью является общение и общественно значимая деятельность.
К подростковым трудностям относятся: резкое снижение учебной мотивации, потребность во взрослом общении, импульсивность подростка.
Развитие учебной мотивации:
1. Интересуйтесь предметами ребенка, которые он изучает в школе.
2. Не угрожайте и не унижайте ребенка.
3. Не говорите о школе плохо и не критикуйте учителей.
4. Отстаивая свое мнение, разговаривайте с ребенком твердо, но спокойно.
Воспитание устойчивого нравственного поведения:
Задача родителей – помочь ребенку научиться регулировать свое поведение. Оценка родителей, сравнение с положительными героями кино, литературных произведений, пример значимого для подростка старшего товарища или взрослого, анализ поступков подростка, результатов его деятельности – вот перечень путей решения этой задачи.
Развитие самостоятельности ребенка является важной предпосылкой устойчивого нравственного поведения.
Импульсивность подростка - следствие повышенной эмоциональной возбудимости, характерной для этого возраста
Всем родителям подростков надо помнить каждый день и час: отрочество – самый взрывоопасный возраст: подросток в это время – как раскаленная лампочка.
Коррекция импульсивности:
Определите условия, которые оказывают на ребенка неблагоприятное, возбуждающее воздействие и не подвергайте ребенка этому воздействию.
Давайте короткие, четкие инструкции при постановке задач перед ребенком.
Заранее обсудите с ребенком правила поведения в той или иной ситуации.
Предоставляйте ребенку право выбора, при этом он должен объяснить, чем обусловлен этот выбор.
Общаясь с ребенком, сохраняйте спокойствие. Помните, что ему передается ваше эмоциональное состояние.
На развитие личности человека основное влияние оказывает его семья, стиль семейного воспитания в котором воспитывается ребенок с момента рождения.
Оптимальным условием воспитания является сочетание требовательности и контроля с демократичностью и принятием.
Ребенок, выросший в любви, поддержке скорее адаптируется к обществу, он более уравновешен и добр.
Правила, поддерживающие в семье бесконфликтную атмосферу:
Поручите подростку дело, подчеркивая, что вы уверены в его способности и силах.
Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.
Необходимо прививать детям непреходящие ценности: честности, трудолюбия, благородства, уважения к личности другого.
Главным в отношениях между родителями и детьми является принцип двустороннего уважения
«Учите детей думать».
Ограничения, требования, запреты должны быть согласованы взрослыми между собой.
Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным.
Отрочество – этап онтогенеза, находящийся между детством и ранней юностью. Он охватывает период от 10-11 до 13-14 лет, совпадающий в современной школе со временем обучения детей в 5-8 классах.
Позитивный смысл подросткового кризиса в том, что через него, через борьбу за независимость подросток удовлетворяет потребность в самопознании и самоутверждении. У подростка возникает чувство уверенности в себе, формируются способы поведения, позволяющие в дальнейшем справляться с жизненными трудностями.
1. Устал – рисуй цветы,
2. Злой - рисуй линии,
3. Болит – лепи,
4. Скучно – заполни листок бумаги разными цветами,
5. Гpустно – pисуй pадугу,
6. Cтрашно – плeти мaкраме или дeлай aппликации из ткaней,
7. Oщущаешь тpевогу – cделай кyклу-мотанку,
8. Пpи вoзмущении – pвите бyмагу нa мeлкие кyсочки,
9. Чyвствуешь бeспокойство – cкладывай oригами,
10. Хoчешь pасслабиться – pисуй yзоры,
11. Bажно вcпомнить – pисуй лaбиринты,
12. Oщущаешь нeудовольствие – cделай кoпию кaртины,
13. Чyвствуешь oтчаяние – pисуй дoроги;
14. Hадо чтo-то пoнять - нaрисуй мaндалы,
15. Hадо быcтро вoсстановить cилы – pисуй пeйзажи,
16. Хoчешь пoнять cвои чyвства – pисуй aвтопортрет,
17. Bажно зaпомнить cостояние - pисуй цвeтовые пятнa,
18. Eсли нaдо cистематизировать мыcли – pисуй cоты или квaдраты,
19. Хoчешь pазобраться в cебе и cвоих жeланиях– cделай кoллаж,
20. Bажно cконцентрироваться нa мыcлях – pисуй тoчками,
21. Для пoиска oптимального выxода из cитуации – pисуй вoлны и кpуги,
22. Чyвствуешь чтo «зaстрял» и нaдо двигaться дaльше – pисуй cпирали,
23. Хoчешь cконцентрироваться нa цeли – pисуй cетки и мишeни.
Виктория Hазаревич
Денис Хлoмов
Психологический климат семьи выражается в том, какие взаимоотношения преобладают в семье. Поэтому при благоприятном климате в семье все чувствуют себя равными, защищенными и нужными, то есть состояние психологического комфорта. Главное в семье – чувство самооценности и стремление уважать право каждого быть личностью. Благоприятная психологическая атмосфера связана с общением. Для поддержания такой атмосферы следует:
1) «Держать улыбку»
2) Обращать внимание на других
3) Слушать. Что говорят другие
4) Говорить «нет» не обижая
5) Не вступать в конфликты
6) Ободрять других
7) делать комплименты
Понятно, что благоприятная атмосфера возникает в гармоничной семье. Но какую семью можно такой назвать? В такой семье ощущается радость жизни. Все члены семьи принимают друг друга такими, какие они есть, все считаются друг с другом и открыто могут проявить свою радость или огорчение. Конечно, ошибаются все. Но это говорит, прежде всего, о том, что человек меняется, развивается и совершенствуется. В гармоничных семьях все чувствуют себя на своём месте. В таких семьях люди чувствуют себя уютно и комфортно. Свою главную воспитательную задачу родители видят в том, чтобы научить ребенка в любой жизненной ситуации оставаться человеком. Дети по своей природе не могут быть плохими и если ребенок ведет себя плохо, это означает, что он неправильно понимает ситуацию или же мало ценит и уважает самого себя. В гармоничной семье родители понимают, что проблемы всегда будут возникать по мере роста и развития ребенка. Сама жизнь будет ставить их перед семьёй, и они вместе будут пытаться решить новые задачи. Не смотря на это ребенок чувствует гармонию и взаимопонимание родителей. На это обращал внимание родителей ещё А. С. Макаренко ….
Семья – сложная система взаимоотношений между членами семьи. В совокупности это создаёт микроклимат семьи. В зависимости от того, как ведут себя с ребенком взрослые, какие чувства и отношения проявляются со стороны близких людей, ребенок воспринимает мир притягательным или отталкивающим, доброжелательным или угрожающим. В результате у него возникает доверие или недоверие к миру. Это является основой для формирования позитивного самоощущения ребенка
Общенациональная детская линия помощи: 8-801-100-16-11 ежедневно круглосуточно анонимно
Описание: рекомендации в стихах о преодолении различных эмоциональных состояний были написаны для использования на стендах классных уголков, а также в кабинетах психологов. Данные рекомендации может использовать любой человек, ведь заучив стишок с советом, человек автоматически получает стратегию выхода из сложной ситуации. Данные рекомендации были также использованы автором на уроках психологии по изучению эмоций человека. Попробуйте выучить, и эмоции, неприятные вам, сами собой улетучатся!
Если тебя НЕ ПОНИМАЮТ:
Если хочешь ты, чтоб кто-то
Смог тебя во всем понять,
То попробуй-ка сначала
Ты его с душой принять!
От ОБИДЫ и АГРЕССИИ:
Если кто-то Вас обидел,
Что-то злостное сказал,
То его совсем не нужно
Обзывать и унижать!
Вы попробуйте сначала
До десятка досчитать!
От ГНЕВА:
Если зол ты и не можешь
Зло свое в себе держать.
То тебе необходимо
Прыгать, бегать, приседать!
От ГРУСТИ:
Если настроение – не очень,
Если грустно стало вдруг тебе,
Для тебя совет есть, между прочим:
«Спой-ка песенку любимую себе!»
От ЛЕНИ:
Если очень ты ленивый,
Делаешь все с неохотой.
Вот совет: займись сначала
Интересной для себя работой!
От СКУКИ:
Если скучно и тоскливо,
От тебя диван устал,
Ну-ка, мой дружочек милый,
В стойку смирно быстро встал!!!
Сделай с музыкой зарядку
И квартиру убери,
Съешь большую шоколадку,
Улыбнись и оживи!
От СТРЕССА И ТРЕВОГИ:
Если на душе тревога,
Если ощущаешь стресс,
Сделай быстро вдох глубокий,-
Это первый твой прогресс!
На бумаге покалякай,
Руку посжимай в кулак,
Громко-громко ты поахай!
Нет тревоги, стресс – пустяк!
От СТРАХА:
Если ты, дружок, трусишка,
Если ты, дружок, бояка,
Не затягивая слишком,
Сделай ты рисунок страха.
Страху посмотри в лицо ты
И добавь в шедевр улыбку,
Желтой, синей, белой краски,-
Превратился страх в ошибку!
Автор - Муратова Елена Александровна, педагог-психолог, руководитель центра развития и психологической поддержки «Стимул» г. Омск
Дополнение другого автора:
ОТ ЛЕНИ:
Это правило простое
Помогает мне всегда -
На последнюю минуту
Не откладывать дела!
ОТ СТРЕССА:
Наша сложная работа
Бьет по нервам день и ночь.
Как, скажите, организму
В этом случае помочь?
Отступают все заботы,
Чистый воздух, солнца свет!
Веселей грибной охоты
Ничего на свете нет.
Если рядом поле, лес
Сразу отступает стресс.
Начинается учебный год
Полон и проблем он, и забот,
На уроках непростые ситуации
И большой объем документации...
Похвалить себя не забывайте,
Отдохнуть себе вы позволяйте,
На судьбу не будем обижаться –
Лучше будем чаще улыбаться!!!
Автор – Меркулова Т.Д.
Общенациональная детская линия помощи: 8-801-100-16-11
Приемная Национальной комиссии по правам ребенка находится по адресу:
220030, г. Минск, ул. Кирова, 16, каб.108, тел. 8-017-327-31-38
Телефоны «Доверия» экстренной психологической помощи
Регион |
Телефон |
г. Минск |
|
для взрослых |
8-017-352-44-44 8-017-304-43-70 |
для детей и подростков |
8-017-263-03-03 |
г. Брест |
8-016-240-62-26 |
г. Витебск |
8-021-261-60-60 |
г. Гомель |
8-023-231-51-61 |
г. Гродно |
170 |
г. Могилев |
8-022-247-31-61 |
Минская область |
8-017-202-04-01 |
Центры дружественного отношения к подросткам
г. Минск
Октябрьский р-н, ЦДП «Галс» УЗ «13-я городская детская клиническая поликлиника» ул. Кижеватова, д. 60, корп. Д, тел. 8 (017) 398-31-63
Первомайский р-н, ЦДП «Вместе» УЗ «11-я городская детская поликлиника» ул. Никифорова, 5, тел. 8 (017) 264-36-39
Ленинский р-н, ЦДП «Парус надежды» УЗ «7-я городская детская поликлиника» ул. Плеханова, 127, тел. 8 (017) 368-32-34
Заводской р-н, ЦДП «Успех» УЗ «23-я городская детская поликлиника» ул. Герасименко, 22, корп. 2, тел. 8 (017) 291-20-39
Советский р-н, ЦДП«Ювентус» УЗ «17-я городская детская клиническая поликлиника» г. Минск, ул. Кольцова, 53/1, тел. 8 (017) 261-02-19
Московский р-н, ЦДП «Доверие» УЗ «8-я городская детская поликлиника» ул. Есенина, 66, тел. 8 (017) 272-22-94
Центральный р-н, ЦДП «Синяя птица» УЗ «4-я городская поликлиника» пр. Победителей, 93, тел. 8 (017) 369-74-00
Фрунзенский р-н, ЦДП «Юникс» УЗ «4-я городская детская клиническая поликлиника», ул. Налибокская,15, тел. 8 (017) 209-85-61
Витебская область
ЦЗМ «Откровение» УЗ «Полоцкая детская поликлиника» г. Полоцк, ул. Е.Полоцкой,18, тел. 8 (0214) 42-76-55
ЦЗМ «Диалог» УЗ «Новополоцкая детская поликлиника» г. Новополоцк, ул. Калинина, 5, тел. 8 (0214) 51-90-90, +37529-594-52-76
Витебский ЦЗМ г. Витебск, ул. Чкалова, 14В, тел. 8(0212) 57-24-71, справка 8 (0212) 57-78-79
ЦЗМ «Надежда» УЗ «Оршанская центральная поликлиника» детская поликлиника № 1, г. Орша, ул. Пионерская, 15, тел. 8 (0216) 51-17-21
Брестская область
ЦДП «Вместе» УЗ «Брестская городская детская поликлиника №1» г. Брест, ул. Кирова, 82, тел. 8 (0162) 20-96-71
ЦДП Надежда» УЗ «Пинская центральная поликлиника» филиал «Детская поликлиника г. Пинска», ул. Завальная, 18, тел. 8 (0165) 35-16-58
ЦДП «Контакт» УЗ «Барановичская детская городская больница» г. Барановичи, ул. Чкалова, 2, тел. 8 (0163) 42-20-68
Консультативно-информационный центр «Диалог» УЗ «Столинская ЦРБ» г. Столин, ул. Дзержинского, 102, тел. 8 (0165) 52-42-87
Гродненская область
ЦДМ «Контакт» филиал УЗ «Гродненская центральная городская поликлиника» детская поликлиника № 2 г. Гродно, ул. Гагарина, 18, тел. 8 (0152) 96-44-66
ЦДМ «Позитив» г. Гродно, тел. 8 (0152) 74-22-82
Гомельская область
Центр здоровья молодежи «Юность» филиал № 3 ГУЗ «Гомельская центральная городская детская поликлиника» г. Гомель, ул. Быховская, 108, тел. 8 (0232) 47-36-12, 47-86-14
ЦДП «Ветразь» УЗ «Жлобинская ЦРБ», детская поликлиника г. Жлобин, ул. Воровского, 1, тел. 8 (02334) 22-8-29
ЦДП «Новое поколение» УЗ «Светлогорская центральная районная больница» детская поликлиника г. Светлогорска, ул. Луначарского, 92, тел. 8 (02342) 70-7-19
ЦДП УЗ «Рогачевская ЦРБ» г. Рогачев, ул. Дзержинского, 17, тел. 8 (02339) 21-4-86
ЦДП «Гармония» УЗ «Речицкая центральная районная больница» родильный дом, женская консультация г. Речица, ул.Трифонова, 119, тел. 8 (02340) 44-3-93, 91-1-33
ЦДП «Афродита» УЗ «Добрушская ЦРБ» г. Добруш, ул. Чапаева, 3, тел. 8 (2333) 76-4-37
Могилевская область
ЦДП «Импульс» УЗ «Бобруйская городская детская больница» филиал детская поликлиника № 2 г. Бобруйск, ул.Советская д.116, тел. 8 (0225) 70-43-53
ЦДП «Альтернатива» Филиал № 4 УЗ «Могилевская детская поликлиника» г. Могилев, ул. Симонова, 55Б, тел. 48-88-42, факс 8 (0222) 48-40-76
ЦДП «Доверие» УЗ «Горецкая центральная районная больница» г. Горки, пр.Интернациональный, 2, тел. 8 (0223) 36-15-05
Минская область
УЗ «Березинская центральная больница» г. Березино, ул. М. Романович, 6, тел. 8 (01715) 54-2-29
ЦЗМ УЗ «Вилейская ЦРБ» г. Вилейка, ул. Маркова, 27, тел. 8 (01771) 56-4-51
ЦЗМ УЗ «Дзержинская центральная районная больница» детская консультация г. Дзержинск, ул. Октябрьская, 72, тел. 8 (01716) 65-1-99
ЦДП УЗ «Клецкая центральная районная больница» г. Клецк, ул. Партизанская, 6, тел.(8-01793) 53-1-07
УЗ«Крупская центральная районная больница» г. Крупки, ул. Черняховского, 2, тел. 8 (01796) 55-9-61
УЗ «Любанская центральная районная больница» г. Любань, ул. Первомайская, 97А, тел. 8 (01794) 54-1-34
УЗ «Молодечненская центральная районная больница», поликлиника № 1 г. Молодечно, ул. Ф.Скорины, 5, тел. 8 (0176) 76-90-74
УЗ «Несвижская центральная районная больница» г. Несвиж, ул. Сырокомли, 29, тел. 8 (01770) 66-5-61
ЦПМ «Доверие» УЗ «Слуцкая ЦРБ» Слуцк, ул. Чайковского, 21, тел. 8 (01795) 53-1-10
ЦЗПиМ УЗ «Солигорская ЦРБ» г. Солигорск, ул. Коржа, 1, тел. 8 (0174) 22-11-22
ЦЗПМ УЗ «Столбцовская ЦРБ» г. Столбцы, ул. Ленинская, 164, тел. 8 (01717) 54-6-43
ЦДП УЗ «Червенская ЦРБ» г. Червень, ул. Барыкина, 60, тел.8 (01714) 54-7-83
ЦЗМиП «Доверие» УЗ «Борисовская ЦРБ», отделение ГУО «Социально-педагогический центр Борисовского района» г. Борисов, ул. 8 Марта, 6, тел. 8 (0177) 66-7-10
ЦДП УЗ «Воложинская ЦРБ» г. Воложин, ул. М. Горького, 13, тел. 8 (0177) 25-57-33
ЦЗМиП УЗ «Жодинская центральная городская больница» городская поликлиника г. Жодино, ул. 50 лет Октября, 17, тел.8 (01775) 34-8-46
УЗ «Копыльская центральная районная больница» г. Копыль, ул. Советская, 50, тел.8 (01719) 54-3-04
Центр подростков и молодежи г. Логойск, ул. Победы, д. 35, тел. 8 (01774) 20-6-91
ЦЗПиМ УЗ «Минская ЦРБ» д. Боровляны, ул. Фрунзенская 1, поликлиника Минской ЦРБ, тел. 505-25-85
ЦЗПиМ УЗ «Мядельская ЦРБ» г. Мядель, ул. Коммунистическая, 23, тел. 59-1-35
ЦЗПиМ УЗ «Марьиногорская ЦРБ» г. Марьина Горка, Пуховичский район, ул. Новая Заря, 36А, тел. 8 (01713) 60-7-29
ЦДП «Родник надежды» УЗ «Смолевичская центральная районная больница» г. Смолевичи, ул. Первомайская, 101, тел. 8 (01776) 50-8-34
ЦЗПиМ «Надежда» УЗ «Стародорожская центральная больница», Минская обл. г. Старые Дороги ул. Московская, 82, тел. 8 (01792) 39-0-84
ЦДП УЗ «Узденская ЦРБ» г. Узда, ул. Степанова, 11, тел. 8 (01718) 55-5-76
Жизнь наша стремительно несётся, всегда есть масса неотложных дел, большие и маленькие проблемы, частые стрессы. Быстрый темп жизни может привести к нервным срывам, депрессиям и реальным физическим заболеваниям. Предлагаем вам выбрать для себя, своих близких антистрессовые приёмы, разработанные психологами.
«Как понять, что тобой манипулируют»
Манипуляция, как ни парадоксально, является неотъемлемой составляющей социальной жизни. Сложно представить тот объем манипулятивного взаимодействия современного человека, с которым ему приходится сталкиваться каждый день. К примеру, достаточно упомянуть о маркетинговых стратегиях, влияющих на выбор товара, который решаешь приобрести: как привлекателен и соблазнителен шоколад на картинке баннера, или вспомни, когда кажется, что ты улавливаешь аромат кофе, который заваривает на экране приятный молодой человек (бариста) очаровательной девушке. Не менее значимо влияние тактик манипулятора в межличностных отношениях как формального, так и неформального толка или в отношениях с близкими людьми (супружеских, детско-родительских, братско-сестринских). К сожалению, манипуляция уместна и в формировании внутренних убеждений, системы ценностей, мировоззренческой позиции в целом.
Манипуляция – это способ социального воздействия, который прочно укоренен в практике отношений между людьми. Манипуляция – это всегда управление, влияние, стремление к подчинению воли Другого как сознательное, так и бессознательное. Главное, что отличает манипуляцию от социального воздействия – это сокрытость. Принцип манипулятивного поведения заключается в отвлечении от истинной цели своего воздействия на человека, к которому он изначально относится как к неравному в своем отношении. Средствами такого отвлечения могут выступать совершенно разные способы воздействия. Манипулятор, если мы говорим о сознательной манипуляции, должен быть хорошо осведомлен о том, кем он собирается манипулировать. В зависимости от особенностей он может влиять на его инстинкты, эмоции, чувства, желания, интересы, мотивы, действия, ценности, убеждения. Однако, манипуляция может быть и неосознаваемой. В этом случае более уместно говорить о закрепившемся способе поведения, посредством которого был успешно достигнут желаемый результат. Такое поведение неосознанно становится доминирующим в выборе из всех других возможных по отношению к конкретному человеку.
Исследователи в области манипуляционного воздействия на человека отмечают важный аспект: отношения двух сторон, вступивших в такого рода взаимодействие – это всегда неравные отношения. Какой бы благовидный предлог, основание не использовал манипулятор, его отношение к манипулируемому можно определить лишь как к средству для достижения своих личных целей (превосходство, выгода, достижение, влияние и пр.). Таким образом ценностное восприятие Другого искажается: человек рассматривается стереотипно и однозначно, предстает как индивид более низшего порядка, и никогда в качестве целого изумительного мира со своей уникальной жизненной историей, наполненной исключительным опытом проживания эмоций и чувств, измышлений и утверждения ценностей.
Подводя итог, манипуляцию можно определить по попыткам манипулятора увести от узнавания значимого для него намерения посредством формирования ложных мотивов. Это совершается для создания у жертвы иллюзии собственной необходимости совершения нужного манипулятору действия. Усыпление бдительности может осуществляться:
Что можно сделать, чтобы тобой не манипулировали
Для того, чтобы обрести навык распознавания манипуляции, следует научиться различать ситуацию воздействия, уводящую от истинных намерений, которые пытается замаскировать манипулятор. Особенно важно выработать иммунитет к информационным манипуляциям, с которыми мы сталкиваемся ежедневно.
Ранжируйте информацию. Этот навык полезен в век информационных технологий. Каждый это знает, но очень часто забывает делать. Слушайте, читайте, смотрите информацию из первых уст или проверенных источников. Если Вы слышите что-то вроде: «ученые сказали», «… издание заявляет», «по мнению …» и прочее. Здесь уместны уточнения: «Какие именно ученые?», «Какое конкретно издание?», «Кто эти авторитетные лица, мнение которых так важно в информационном сообщении?» и тому подобное. Задавшись такими вопросами, мы с большòй вероятностью можем оценить степень достоверности информации. Если это видеосюжет, то оценивайте дополнительные сведения о говорящем лице (профессия, должность, опыт, возраст и прочие параметры). Не стоит доверять сюжетам из непроверенных источников или сомнительному видеоряду, где, к примеру, задействована лишь статичная картинка авторитетной персоны, а информационная дорожка проходит параллельно картинке.
Воспринимайте только факты. Факт – это неоспоримая вещь. Только факт мы можем анализировать и оценивать. Его сложно исказить.
Воздерживайтесь от информационных потоков, в которых преобладают любые оценочные суждения. Процесс оценивания – это вынесение позиции, мнения или суждение по какому-либо поводу. В такой ситуации важно понимать, кто автор оценки, каково его мировоззрение, возраст, опыт и т.п. Оценка всегда сама по себе вне зависимости от ее смысла конфликтна для окружающих, так как у высказанной позиции сразу же появляются сторонники и оппоненты.
Также следует воздерживаться от информации, которая опирается на стереотипы. Любая попытка по стереотипизации излагаемого – это уже способ однозначной трактовки с отказом от аналитического восприятия ее возможного содержания.
Подвергайте принципу сомнения информацию, которая обращена к чувствам и эмоциям. Манипуляция чувственными образами – это самая легкая, доступная и эффективная стратегия. Если эмоциональная сфера вышла из-под контроля – то человек дезориентирован. В этом состоянии его очень легко дезинформировать, так как рациональная его часть усыпляется, способность к критическому восприятию снижается, а подверженность к внушению возрастает.
Будьте внимательны, если в воспринимаемом информационном потоке Вы обнаруживаете противоречивые высказывания. Это один из признаков того, что Вас пытаются отвлечь, запутать в логике изложения, и, велика вероятность того, что Вами пытаются манипулировать.
Избегайте факты, где в речи используются обобщения, и критически воспринимайте информацию, которую формулируют через обобщения. Очевидно, что нельзя всех измерять единой мерой. Замечайте и отслеживайте использование оборотов подобного толка: «Да все они одинаковые!», «Они все такие!», «Все говорят, что…» и прочее). К примеру, безусловной ложью являются лозунги, дискредитирующие любое сообщество. Это также может содержать скрытое противопоставление упоминаемого сообщества по отношению к обществу в целом, либо к его части. Такого рода манипуляции противостоят социальной консолидации.
Регулируйте информационные потоки. Безусловно, каждый из нас заметил закономерность влияния получаемой информации: изменения настроения, формирование отношения к тому или иному явлению, возбуждение или угасание различного рода чувств, изменения в намерениях (горячее желание что-то сделать/ угасание интереса к любого рода деятельности). При выстраивании собственного отношения к какому-либо явлению, ситуации важно соблюдать серединный путь. Абсолютная информационная изоляция – это не вариант. Также не стоит поглощать все информационные «блюда», которые нам преподносят к употреблению, а порой навязчиво заставляют не только попробовать, но и съесть целиком, принимать подряд и безостановочно. Подобное отношение к информации грозит снижением уровня критического восприятия различного рода ситуаций действительности и является помехой адекватному, здоровому ее принятию. Здесь уместно соответствовать принципу: лучше меньше, да лучше. Важно подумать и о качестве «употребляемой» информации, и о частоте ее приемов. Для процессов качественного «переваривания» и полного «усвоения» необходимо время и внутренние ресурсы как эмоциональные, так и интеллектуальные. В противном случае мы рискуем «усвоить» не свое, а чужое мнение без приложения к собственной системе ценностей и убеждений или не «очистить» потребляемое от вредных примесей сильных эмоций, неверных суждений и искажающих влияний стереотипов в мышлении.
Развивайте внимание и аналитические способности. В данном контексте перед нами не стоит задача подробно говорить о специальных упражнениях, тренировках внимания и его концентрации или особенных характеристиках в способах мышления, которые Вы можете для себя подобрать и активно их применять. А следует вспомнить о двух важных вещах, характерных для Вашего возраста и актуальных на протяжении всей жизни для каждого человека. Мы о них знаем и помним, но редко делаем, а может уже и вовсе нет. Во-первых, читайте классическую литературу, для восприятия смысловой канвы которой необходимо проделать большую интеллектуальную работу. Во-вторых – ведите рукописный дневник. Он известен человечеству как мощнейший прием осуществления рефлексии своих мыслей, чувств и действий, а значит и формирования критики собственного мышления. Эти два занятия не только полезны, уникальны по своей психологической и интеллектуальной значимости, но и удивительно приятны в качестве времяпровождения.
Будьте всегда внимательны к Другому, который оказался рядом с Вами, и ко всему, что происходит вокруг. Не позволяйте собой манипулировать!
Если Вы страдаете от домашнего насилия?
В Беларуси домашнее насилие является наиболее распространенным видом насилия на гендерной почве. Ежегодно в стране регистрируется около 2 000 преступлений, совершенных в быту.
Насилие в семье – это целенаправленное эмоциональное или силовое принуждение/действие одного человека над другим человеком, осуществляемое с определенной целью, вопреки согласию, воле и интересам пострадавшего. Основное отличие насилия в семье от других видов насилия заключается в том, что оно происходит между людьми, состоящими в близких или родственных отношениях.
Если Вы пострадали от насилия – обратитесь за помощью!
На базе государственного учреждения «Территориальный центр социального обслуживания населения Пуховичского района» функционирует «кризисная» комната.
«Кризисная» комната - специально оборудованное отдельное помещение, имеющее необходимое коммунально-бытовое благоустройство для временного проживания граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации: жертв торговли людьми, лиц, пострадавших от насилия, террористических актов, техногенных катастроф и стихийных бедствий, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Лица, находящиеся в «кризисной» комнате, могут получить следующие виды услуг: консультационно-информационные, социально-психологические, социально-посреднические, материальную помощь.
В «кризисную» комнату помещаются граждане по направлению органов по труду, занятости и социальной защите, отдела внутренних дел, организаций здравоохранения, учреждений образования, других организаций, а также граждане, обратившиеся на добровольной основе. В «кризисную» комнату принимаются граждане, достигшие совершеннолетия, за исключением несовершеннолетних родителей, дееспособные, не состоящие на учете у врача-психиатра и на учете в тубдиспансере.
Срок пребывания в «кризисной» комнате зависит от конкретных обстоятельств и индивидуальных жизненных ситуаций лиц, обратившихся за помощью.
Помощь лицам, находящимся в «кризисной» комнате, предоставляется на основе принципов конфиденциальности, добровольности и анонимности.
Услуги временного приюта оказываются без взимания платы по месту обращения, независимо от места регистрации (места жительства).
В случае отсутствия документов (утрата, невозможность попасть домой и другие причины) допускается заселение без предоставления документов с последующим обращением в органы внутренних дел для их восстановления.
Если вы нуждаетесь в услугах временного приюта в «кризисной» комнате – обращайтесь за помощью в ГУ ТЦСОН Пуховичского района!
тел.801713 34212
Телефон центра для экстренного круглосуточного размещения в «кризисной» комнате +375447718130
Наш адрес: г. Марьина Горка, ул. Новая заря, д.35а, ТД «Хельсинки», 2 этаж, кабинет 157, тел.: 8 (01713) 34-2-12
Мы в социальных сетях: https://vk.com/id288243125
Государственное учреждение
«ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ПУХОВИЧСКОГО РАЙОНА»
Психологическая защита в трудных ситуациях
В жизни каждого человека встречаются трудные ситуации, которые несут в себе стрессовый характер. Психическое напряжение, ожидание неудачи, страх, срывы и чувство опасности, которые переживает человек, являются наиболее разрушительными стрессорами. Они порождают, кроме физиологических изменений, приводящих к соматическим заболеваниям, психические следствия эмоционального перенапряжения – неврозы. Главное – не пропустить первые сигналы стресса и вовремя заняться своим состоянием.
В психологии выделяют следующие признаки и причины стрессового напряжения.
Признаки стрессового напряжения.
Причины стрессового напряжения.
Рекомендации
В жизни каждого человека могут возникнуть проблемы, которые кажутся неразрешимыми, вызывают глубокие душевные переживания, тоску, тревогу и даже отчаяние.
В такие минуты бывает трудно найти выход из создавшегося положения.
Не поддавайтесь минутной слабости!
Наберите номер телефона экстренной психологической помощи:
Вас внимательно выслушают психологи, помогут справиться с тревожными мыслями, найти выход из сложной жизненной ситуации, обрести веру в себя.
Беседа ведётся анонимно, тайна разговора гарантируется.
ПАМЯТКА
Что такое насилие в семье?
Домашнее насилие - это повторяющийся с увеличением частоты цикл: физического, словесного, духовного и экономического оскорбления с целью контроля, запугивания, внушения чувства страха.
Как правило, насилие в семье характеризуется следующими чертами:
Цикл насилия
Если в Вашем доме имеет место
домашнее насилие, составьте План Безопасности:
Помните, что выход есть всегда!!!
Круглосуточный телефон
ГУ ТЦСОН Пуховичского района для экстренного размещения в «кризисной» комнате +375447718130
Как разрядить
негативные эмоции?
Можно разрядить свои эмоции, высказавшись в кругу друзей, которые поймут и посочувствуют.
Если ты один, то можешь выразить свой гнев, поколотив подушку или выжимая полотенце, даже если оно сухое. Большая часть энергии гнева копится в мышцах плеч, в верхней части рук и в пальцах. Производи любые спонтанные звуки — напряжение может быть «заперто» в горле.
Самую полноценную разрядку дают занятия каким-либо видом спорта. Поэтому настоящие спортсмены обладают не только физическим, но и душевным здоровьем.
Благотворно действует на человека природа. Прогулка по лесу, созерцание движения реки или спокойной глади озера, лесные звуки и запахи способны вернуть душевное равновесие и работоспособность даже в самых трудных ситуациях.
Дыхание уступами. Три-четыре коротких выдоха подряд, потом столько же коротких вдохов.
Благодаря этому разбивается поток импульсов, идущих в мозг при глубоком вдохе, что очень важно при стрессе.
Природа дала нашему мозгу отличное средство защиты от психических перегрузок — смех и плач.
Смех оказывается своеобразной защитой нервной системы. Его можно рассматривать как серию коротких выдохов. Эти выдохи и дробят опасный поток импульсов. В этом упражнении соединяются целебные свойства плача и смеха.
А сейчас - ряд упражнений на снятие эмоционального напряжения.
В литературе много пишут о причинах возникновения стрессов. Это чувство вины, утрата ценностей, ненависть к учебе и т.д.
Многие ненавидят школу, которая становится серьезным стрессогенным фактором. Что делать? Выход следующий: меняйте стиль жизни, меняйтесь сами!
Хочется привести слова Уолтера Рассела: «Если делать то, что вы ненавидите, из-за ненависти в организме начинают вырабатываться разрушительные токсины, и в результате этого вы начинаете страдать от хронического переутомления или заболеваете. Вам нужно любить все, что вы делаете. Или, иначе, делайте то, что можете делать с любовью. Так гласит древняя восточная мудрость. Делайте все с радостью, делайте все самым лучшим из известных вам способов. Любовь к учебе, урокам, которые вам придется выполнять, пополнит запас физических и душевных сил, спасет от утомления, от болезни, известной под названием «скука».
Обратите внимание на состояние своего физического и психического здоровья. Физиологические признаки стресса: бессонница, головные боли, сердцебиение, боли в спине, в желудке, в сердце, несварение желудка, спазмы. Психологическими признаками стресса являются рассеянность, расстройство памяти, тревожность, плаксивость, излишнее беспокойство, беспричинные страхи, раздражительность. Это приводит к потере уверенности в себе, к возникновению различных заболеваний, психическим расстройствам и к лекарственной зависимости.
Что делать, чтобы нейтрализовать стресс?
Во-первых, при стрессах быстро расходуется запас витаминов в организме, особенно группы В. Многие врачи советуют принимать ежедневно витамины, но помните о передозировке. Все должно быть в меру!
Во-вторых, очень полезны физические упражнения. Ходите в спортивный зал, делайте зарядку, танцуйте, пойте, гуляйте по городу, посещайте бассейн, баню.
В-третьих, необходима психическая и физическая релаксация. Попробуйте следующие способы: слушайте расслабляющую музыку, смотрите на ночное небо, облака, мечтайте.
В-четвертых, для гармоничной жизни необходима поддержка семьи, друзей. Ходите на психологические тренинги, не уклоняйтесь от семейных торжеств, знакомьтесь с новыми интересными людьми. Уделяйте внимание родителям, бабушкам и дедушкам, сестре или брату, ведь они особенно нуждаются в вашей любви, заботе, ласке.
«Можно ли натренировать волю? За что ни берусь - ничего не могу довести до завершения. Кажется, что я слабовольный человек…»
Как же исправить положение?
ВОЛЯ - это способность достигать цели своей деятельности, преодолевая внешние и, что особенно важно, внутренние препятствия. Развитие воли можно сравнивать с развитием мышц. Она, как и мышцы, требует тренировки, если ею не заниматься, она атрофируется, и тогда многие ситуации становятся для человека непреодолимыми. Желаемые изменения начнутся только после того, как вы осознаете свое сопротивление этим изменениям, примете в себе это, поверите, что можете измениться, и начнете действовать.
Для начала определите цель, пусть незначительную. Разделите дорогу к цели на шаги, начните, сделав маленький шаг. Составьте перечень ситуаций, в которых вам недостает волевого самообладания. Выберите несколько пунктов, наиболее важных для вас. Не останавливайтесь, не отчаивайтесь, если не получится сразу. Лучше тренировать волю понемногу, по силам, но систематически. Назначьте себе награду за точное выполнение каждого шага.
Не стоит опасаться жизненных обстоятельств, которые могут научить основным качествам воли: энергичности, терпеливости, выдержке, смелости. Например, даже стоя в очереди, вместо того, чтобы кипеть от раздражения, глубоко вздохните несколько раз, а затем осознайте, что эта ситуация - не самая плохая, бесплатная тренировка терпеливости. Выдержка великолепно тренируется на профессиональном поприще, в общении с руководством и коллегами... Полезно обсуждать с кем-либо, кому вы доверяете, успехи и неудачи в своей работе над собой. Если обсудить не с кем - ведите дневник.
Натренированная воля, когда вы четко понимаете, что вы делаете и почему, способствует профилактике сложных жизненных ситуации, а значит, улучшает душевное здоровье.
Улыбка
Кто улыбкою жизнь встречает,
Кто с улыбкой детей пеленает,
Кто с улыбкой проблемы решает,
Чья улыбка, как луч мудреца,
Тот, как Солнце, всё согревает,
Тот улыбкою зло побеждает,
Тот великую тайну знает!
Суть улыбки – радость Творца.
Марианна Озолиня
Улыбка есть духовное даяние, и потому она не может не быть: искренней, сердечной, доброй, спокойной, тёплой, светлой. Она исходит от сердца и пропитана любовью. Всё это есть качества улыбки.
Улыбка есть знак, через который выражаются разные спектры отношений и передаётся человеку мощь того спектра, в котором в данный момент он нуждается больше всего.
Вот какими могут быть спектры Улыбки:
Ш.А.Амонашвили