Министерство образования Республики Беларусь
Государственное учреждение образования
«Дукорская средняя школа»
Как правило, когда говорят о преемственности дошкольного и общего среднего образования, на первый план выходит проблема готовности детей к обучению в школе.
Основная цель дошкольного образования – разностороннее развитие личности ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями, формирование у него нравственных норм, приобретение им социального опыта. Однако можно замечать, когда часто эта цель заменяется достаточно узко понимаемыми задачами подготовки – научить читать, писать и считать.
Цель начального образования – формирование знаний, умений, навыков и интеллектуальное, нравственное, творческое и физическое развитие обучающегося.
Преемственность предусматривает, с одной стороны, сопровождение детей в школу с уровнем общего развития и воспитанности, отвечающим требованиям школьного обучения, с другой – опору школы на представления, умения и навыки, которые уже приобретены детьми дошкольного возраста, их дальнейшее использование для разностороннего развития.
Преемственность должна обеспечить «плавный» и максимально безболезненный переход ребенка на новый уровень образования, фактически в новую социальную среду. При определении ведущих идей в ходе реализации преемственности необходимо выделит приоритеты в содержании образования на каждом этапе возрастного развития ребёнка с учётом современной ситуации, не допускать спешки и дублирования содержания последующего звена образования.
Задачи дошкольного звена можно сформулировать следующим образом:
- приобщать детей к здоровому образу жизни;
- обеспечивать эмоциональное благополучие каждого ребёнка, создавать условия для разнообразной деятельности;
- развивать инициативность, любознательность, способность к творческому самовыражению, компетентность в сфере отношений к миру, людям, к себе;
- включать детей в различные формы сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
- формировать знания об окружающем мире;
- стимулировать познавательную и игровую активность детей в разных видах деятельности.
Задачи начального школьного звена:
- формировать осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регулирование своего поведения в соответствии с ним;
- развивать готовность к активному взаимодействию с окружающим миром;
- формировать желание и умение учиться, готовность к образованию в школе и самообразованию;
- развивать инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности.
Содержательные компоненты преемственности:
Эмоциональный – учет специфики эмоциональной сферы личности ребенка дошкольного возраста, обеспечение эмоциональной комфортности, как воспитанника, так и ученика в процессе обучения. Приоритет положительных эмоций, построение процесса обучения на основе гуманистической педагогики.
Деятельностный – обеспечение связей ведущих деятельностей смежных периодов, опора на актуальные для данного периода деятельности компоненты, создания условий для формирования предпосылок ведущей деятельности следующего возрастного периода.
Содержательный – правильное соотношение между непосредственной образовательной деятельностью по усвоению образовательных областей «Физическое развитие», «Социально-нравственное и личностное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Эстетическое развитие», установление перспектив в содержании обучения от дошкольного детства к начальной школе.
Коммуникативный – учет особенностей общения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, обеспечение непосредственного и контактного общения, с целью создания условий для социализации.
Педагогический – постановка в центр образовательного процесса ребенка, прослеживание связей между ним и окружающим миром (ребенок и общество, природа и ребенок, ребенок и другие люди и т. д.), индивидуальный характер его обучения и воспитания.
Направления реализации преемственности:
Организационно-методическое обеспечение, работа с педагогическими кадрами может включать:
- установление делового сотрудничества между воспитателями и учителями начальных классов;
- взаимное ознакомление учителей и воспитателей дошкольного образования с задачами образовательной работы учреждения дошкольного образования и начальной школы;
- совместные педагогические советы по вопросам преемственности;
- совместные заседания методических объединений по вопросам эффективности работы учителей и воспитателей учреждения дошкольного образования по подготовке детей к обучению в школе;
- семинары-практикумы;
- взаимопосещения занятий в дошкольных группах и уроков в начальной школе (с последующем обсуждением).
- изучение опыта использования вариативных форм, методов и приёмов работы в практике учителей и воспитателей.
Работа с детьми может включать:
- организацию адаптационных занятий с детьми старшей группы в рамках школы будущего первоклассника;
- организация экскурсий по школе;
- комплексные занятия по мотивационной готовности к обучению в школе;
- проведение промежуточной и итоговой диагностики с детьми дошкольного возраста, направленные на изучение познавательных и мотивационно-волевых качеств личности;
- совместное проведение праздников, спортивных мероприятий.
Система взаимодействия педагога и родителей может включать:
- совместное проведение родительских собраний;
- проведение дней открытых дверей в школе «Давайте познакомимся»;
- посещение уроков и адаптационных занятий родителями;
- открытые занятия;
- консультации воспитателей, учителей начальных классов;
- привлечение родителей к организации детских праздников, спортивных соревнований.
Эффективны в работе с родителями различные формы работы: консультации на темы «Как подготовить ребенка к школе», «Как оценить готовность к обучению будущих первоклассников» и др., лектории в рамках школы будущего первоклассника, родительские собрания «Поступление в школу – важное событие в жизни семьи», «Компоненты психологической готовности к обучению в школе», «Распорядок дня первоклассника» и др.
В заключение хочется привести слова замечательного педагога В.А.Сухомлинского: «…школа не должна вносить резкого перелома в жизни детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений».
ВЫПІСКА З ГАДАВОГА
ПЛАНА
Арганізацыя пераемнасці паміж дашкольнай адукацыяй
і навучаннем на першай ступені агульнай сярэдняй адукацыі
Дзяржаўнай установы адукацыі “Дукорская – сярэдняя школа”
на 2024/2025 навучальны год
№ п/п |
Мерапрыемствы |
Тэрмін |
Адказныя |
Арганізацыйна-педагагічная работа |
|||
1 |
Удакладненне спісу дзяцей пяцігадовага ўзросту |
Жнівень |
Кіраўніцтва выхавальнікі, |
2 |
Агляд перыядычнага друку па дашкольнай адукацыі і навучанні на 1 ступені |
Верасень, 1 раз у квартал |
Выхавальнікі, Сіротка І.Э. |
3 |
Кантроль работы па фарміраванні элементарных матэматычных уяўленняў дашкольнікаў |
Кастрычнік |
Палаш С.М. |
4 |
Наведванне заняткаў і рэжымных момантаў у дашкольным звяне |
На працягу года |
Крылова М.І. |
5 |
МА выхавальнікаў дашкольнай адукацыі і настаўнікаў 1 ступені навучання: - Візуалізацыя вучэбнай інфармацыі як неад’емная частка працэсу навучання - Аналіз работы МА за 2023/2024 навучальны год |
Лістапад
Май |
Сіротка І.Э. Прахоцкая Т.В., выхавальнікі, настаўнікі пачатковых класаў |
6 |
1. Вывучэнне дзейнасці класных кіраўнікоў і выхавальнікаў па арганізацыі прафарыентацыйнай работы з навучэнцамі |
Лістапад |
Палаш С.М. |
7 |
Кантроль дзейнасці выхавальнікаў па стварэнні ўмоў для нерэгламентаванай дзейнасці дашкольнікаў |
Люты |
Палаш С.М. |
9 |
Адкрытыя ўрокі ў 1 класе для педагогаў дашкольнай адукацыі |
Лістапад, сакавік |
Сіротка І.Э. |
10 |
Адкрытыя заняткі ў старшай падгрупе рознаўзроставай групы для настаўнікаў пачатковых класаў |
Красавік |
Выхавальнікі |
11 |
Вывучэнне адукацыйных праграм 1 класа і старшай групы |
Май |
Выхавальнікі, Сіротка І.Э. Крылова М.І. |
Адукацыйная работа з дзецьмі |
|||
1 |
Знаёмства са школай: - урачыстая лінейка, прысвечаная пачатку навучальнага года; - сюжэтна-ролевая гульня “Школа”; - дыдактычная гульня “Збіраемся ў школу”; - экскурсія ў школьную бібліятэку; - экскурсія ў музейны пакой; - тэст “Ці хачу я ў школу”; - урачыстая лінейка “Апошні званок” |
Верасень
На працягу года На працягу года Сакавік
Красавік Май Май |
Палаш С.М.
Выхавальнікі
Выхавальнікі
Кротава К.Ю.
Крукоўская Н.К. Сушкевіч І.М. Палаш С.М. |
2 |
Свята “Пасвячэнне ў вучні” |
Верасень |
Сіротка І.Э. |
3 |
Цыкл прафілактычных заняткаў для першакласнікаў “Лясная школа” |
Кастрычнік |
Сушкевіч І.М. |
4 |
Святочная сустрэча “Усё на зямлі ад маці” |
Кастрычнік |
Гацман С.М., выхавальнікі |
5 |
Акцыя “Новы Год да нас ідзе” (упрыгожванне кабінетаў пачатковых класаў, групавых памяшканняў) |
Снежань |
Выхавальнікі, настаўнікі 1-4 класаў |
6 |
Акцыя “Дапаможам птушкам” |
Снежань |
Выхавальнікі |
7 |
Трэнінг казкатэрапіі з дашкольнікамі |
Снежань |
Сушкевіч І.М. |
8 |
Навагодні ранішнік “ (з удзелам школьнікаў – казачных герояў) |
Снежань |
Выхавальнікі |
9 |
Ранішнік “Свята для любых матуль” (з удзелам школьнікаў –казачных герояў) |
Сакавік |
Выхавальнікі |
10 |
Конкурс чытальнікаў “Славім чалавека працы” |
Сакавік |
Выхавальнікі, настаўнікі 1-4 класаў |
11 |
Акцыя “Дапаможам пярнатаму сябру” |
Сакавік |
Выхавальнікі |
12 |
Тыдзень дзіцячай кнігі (сумесна з Дукорскай сельскай бібліятэкай) |
Сакавік |
Выхавальнікі, настаўнікі 1-4 класаў |
13 |
Псіхалагічныя гульні з дашкольнікамі |
Сакавік-май |
Сушкевіч І.М. |
14 |
Выстава малюнкаў “Прырода роднага краю” |
Красавік |
Выхавальнікі, настаўнікі 1-4 класаў |
15 |
7 красавіка – Сусветны дзень здароўя |
Красавік |
Выхавальнікі, настаўнікі 1-4 класаў |
16 |
Арганізацыя “Дня адкрытых дзвярэй” у 1 класе |
Май |
Сіротка І.Э. |
17 |
Ранішнік “На парозе школы” (з удзелам школьнікаў – казачных герояў) |
Май |
Выхавальнікі |
Работа з бацькамі |
|||
1 |
Бацькоўскі сход для бацькоў першакласнікаў “Дзіця ідзе ў першы клас” |
Жнівень |
Сіротка І.Э. |
2 |
Кансультацыі з бацькамі дашкольнікаў “Лагапедычныя гульні як сродак развіцця гукавымаўлення” |
Кастрычнік |
Выхавальнікі |
3 |
Кансультацыя “Дашкольнік сярод равеснікаў” |
Лістапад |
Сушкевіч І.М. |
4 |
Дні адчыненых дзвярэй у старшай рознаўзроставай групе |
Снежань, май |
Выхавальнікі |
5 |
Падрыхтоўка памятак бацькам і размяшчэнне іх на сайце ўстановы адукацыі |
На працягу года |
Палаш С.М., Сушкевіч І.М. |
6 |
Выстава дэкаратыўна- прыкладной творчасці дзяцей і іх бацькоў “Скарбонка талентаў” |
Красавік |
Выхавальнікі |
7 |
Анкетаванне бацькоў “Ці гатова ваша дзіця ў школу” |
Май |
Сушкевіч І.М. |
8 |
Афармленне папкі-перасоўкі “Будучы першакласнік” |
Май |
Выхавальнікі |
9 |
Бацькоўскі сход “Першы раз у першы клас” |
Май |
Выхавальнікі |
10 |
Індывідуальная работа з бацькамі (па запытах) |
На працягу года |
Выхавальнікі |