Преемственность между дошкольным и общим средним образованием

Нормативные документы по обеспечению преемственности дошкольного и общего среднего образования

26.08.2024

 

  1. Постановление коллегии Министерства образования Республики Беларусь от 26.06.2014 № 8.1 «О преемственности дошкольного и общего среднего образования в современных условиях: организационный, содержательный и образовательно-технологический аспекты»
  2. Приказ Министерства образования Республики Беларуси о преемственности дошкольного и общего среднего образования в современных условиях: организационный, содержательный и образовательно-технологический аспекты 08.07.2014 № 612
  3. Положение об учреждении дошкольного образования (постановление МО РБ от 4 августа 2022 г.  № 230)
  4. Положение об учреждении общего среднего образования (в редакции постановлений МО РБ от 04.02.204 №9, от 10.04.2014 №38, от 27.11.2017 №148, от 03.03.2018 № 10)
  5. Образовательные стандарты. Дошкольное образование (постановление МО РБ от 29.12.2012 № 146)
  6. Образовательные стандарты: начальное образование (Постановление Министерства образования Республики Беларусь 29.05.2009 № 32)
  7. Постановление Министерства Здравоохранения Республики Беларусь 27 декабря 2012 г. N 206 «Об утверждении санитарных норм и правил «Требования для учреждений общего среднего образования» и утративших силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов» (в ред. постановлений Минздрава от 29.07.2014 N 63, от 25.11.2014 N 78, от 17.05.2017 N 35, от 03.05.2018 № 39)
  8. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25.01.2013 № 8 "Об утверждении Санитарных норм и правил "Требования для учреждений дошкольного образования" и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов".
  9. «Специфические санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации учреждений образования» утверждённых постановлением СМ РБ от 07.08.2019№137
свернуть

Организация преемственности дошкольного и общего среднего образования

20.08.2024

Как правило, когда говорят о преемственности дошкольного и общего среднего образования, на первый план выходит проблема готовности детей к обучению в школе.

Основная цель дошкольного образования – разностороннее развитие личности ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями, формирование у него нравственных норм, приобретение им социального опыта. Однако можно замечать, когда часто эта цель заменяется достаточно узко понимаемыми задачами подготовки – научить читать, писать и считать.

Цель начального образования – формирование знаний, умений, навыков и интеллектуальное, нравственное, творческое и физическое развитие обучающегося.

Преемственность предусматривает, с одной стороны, сопровождение детей в школу с уровнем общего развития и воспитанности, отвечающим требованиям школьного обучения, с другой – опору школы на представления, умения и навыки, которые уже приобретены детьми дошкольного возраста, их дальнейшее использование для разностороннего развития.

Преемственность должна обеспечить «плавный» и максимально безболезненный переход ребенка на новый уровень образования, фактически в новую социальную среду. При определении ведущих идей в ходе реализации преемственности необходимо выделит приоритеты в содержании образования на каждом этапе возрастного развития ребёнка с учётом современной ситуации, не допускать спешки и дублирования содержания последующего звена образования.

Задачи дошкольного звена можно сформулировать следующим образом:

- приобщать детей к здоровому образу жизни;

- обеспечивать эмоциональное благополучие каждого ребёнка, создавать условия для разнообразной деятельности;

- развивать инициативность, любознательность, способность к творческому самовыражению, компетентность в сфере отношений к миру, людям, к себе;

- включать детей в различные формы сотрудничества со взрослыми и сверстниками;  

- формировать знания об окружающем мире;

- стимулировать познавательную и игровую активность детей в разных видах деятельности.

Задачи начального школьного звена:

- формировать осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регулирование своего поведения в соответствии с ним;

- развивать готовность к активному взаимодействию с окружающим миром;

- формировать желание и умение учиться, готовность к образованию в школе и самообразованию;

- развивать инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности.

 

Содержательные компоненты преемственности:

Эмоциональный – учет специфики эмоциональной сферы личности ребенка дошкольного возраста, обеспечение эмоциональной комфортности, как воспитанника, так и ученика в процессе обучения.  Приоритет положительных эмоций, построение процесса обучения на основе гуманистической педагогики.

Деятельностный – обеспечение связей ведущих деятельностей смежных периодов, опора на актуальные для данного периода деятельности компоненты, создания условий для формирования предпосылок ведущей деятельности следующего возрастного периода.

Содержательный – правильное соотношение между непосредственной образовательной деятельностью по усвоению образовательных областей «Физическое развитие», «Социально-нравственное и личностное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Эстетическое развитие»,  установление перспектив в содержании обучения от дошкольного детства к начальной школе.

Коммуникативный – учет особенностей общения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, обеспечение непосредственного и контактного общения, с целью создания условий для социализации.

Педагогический – постановка в центр образовательного процесса ребенка, прослеживание связей между ним и окружающим миром (ребенок и общество, природа и ребенок, ребенок и другие люди и т. д.), индивидуальный характер его обучения и воспитания.

 

Направления реализации преемственности:

  1. Организационно-методическое обеспечение, работа с педагогическими кадрами.
  2. Работа с детьми.
  3. Работа с родителями.

Организационно-методическое обеспечение, работа с педагогическими кадрами может включать:

- установление делового сотрудничества между воспитателями и учителями начальных классов;

- взаимное ознакомление учителей и воспитателей дошкольного образования с задачами образовательной работы учреждения дошкольного образования и  начальной школы;

- совместные педагогические советы по вопросам преемственности;

- совместные заседания методических объединений по вопросам эффективности работы учителей и воспитателей учреждения дошкольного образования по подготовке детей к обучению в школе;

- семинары-практикумы;

- взаимопосещения занятий в дошкольных группах и уроков в начальной школе (с последующем обсуждением).

- изучение опыта использования вариативных форм, методов и приёмов работы в практике учителей и воспитателей.

Работа с детьми может включать:

- организацию адаптационных занятий с детьми старшей группы в рамках школы будущего первоклассника;

- организация экскурсий по школе;

- комплексные занятия по мотивационной готовности к обучению в школе;

- проведение промежуточной и итоговой диагностики с детьми дошкольного возраста, направленные на изучение познавательных и мотивационно-волевых качеств личности;

- совместное проведение праздников, спортивных мероприятий.

Система взаимодействия педагога и родителей может включать:

- совместное проведение родительских собраний;

- проведение дней открытых дверей в школе «Давайте познакомимся»;

- посещение уроков и адаптационных занятий родителями;

- открытые занятия;

- консультации воспитателей, учителей начальных классов;

- привлечение родителей к организации детских праздников, спортивных соревнований.

Эффективны в работе с родителями различные формы работы: консультации на темы «Как подготовить ребенка к школе», «Как оценить готовность к обучению будущих первоклассников» и др., лектории в рамках школы будущего первоклассника, родительские собрания «Поступление в школу – важное событие в жизни семьи», «Компоненты психологической готовности к обучению в школе», «Распорядок дня первоклассника» и др.

В заключение хочется привести слова замечательного педагога В.А.Сухомлинского: «…школа не должна вносить резкого перелома в жизни детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений».

свернуть

Арганізацыя пераемнасці паміж дашкольнай адукацыяй і навучаннем на першай ступені агульнай сярэдняй адукацыі

01.07.2024

ВЫПІСКА З ГАДАВОГА

             ПЛАНА

 

Арганізацыя пераемнасці паміж дашкольнай адукацыяй

і навучаннем на першай ступені агульнай сярэдняй адукацыі

Дзяржаўнай установы адукацыі “Дукорская – сярэдняя школа”

на 2024/2025 навучальны год

 

№ п/п

Мерапрыемствы

Тэрмін

Адказныя

Арганізацыйна-педагагічная работа

1

Удакладненне спісу дзяцей пяцігадовага ўзросту

Жнівень

Кіраўніцтва

выхавальнікі,

2

Агляд перыядычнага друку па дашкольнай адукацыі і навучанні на 1 ступені

Верасень,

1 раз у квартал

Выхавальнікі,

Сіротка І.Э.

3

Кантроль работы па фарміраванні элементарных матэматычных уяўленняў дашкольнікаў

Кастрычнік

Палаш С.М.

4

Наведванне заняткаў і рэжымных момантаў у дашкольным звяне

На працягу года

Крылова М.І.

5

МА выхавальнікаў дашкольнай адукацыі і настаўнікаў 1 ступені навучання:

-  Візуалізацыя вучэбнай інфармацыі як неад’емная частка працэсу навучання

- Аналіз работы МА за 2023/2024 навучальны год

 

 

 

Лістапад

 

 

Май

Сіротка І.Э.

Прахоцкая  Т.В., выхавальнікі, настаўнікі пачатковых класаў

6

1.     Вывучэнне дзейнасці класных кіраўнікоў і выхавальнікаў па  арганізацыі прафарыентацыйнай работы з навучэнцамі

Лістапад

Палаш С.М.

7

Кантроль дзейнасці выхавальнікаў па стварэнні ўмоў для нерэгламентаванай дзейнасці дашкольнікаў

Люты

Палаш С.М.

9

Адкрытыя ўрокі ў 1 класе для педагогаў дашкольнай адукацыі

Лістапад,

сакавік

Сіротка І.Э.

10

Адкрытыя заняткі ў старшай падгрупе рознаўзроставай групы для настаўнікаў пачатковых класаў

Красавік

Выхавальнікі

11

Вывучэнне адукацыйных праграм 1 класа і старшай групы

Май

Выхавальнікі,

Сіротка І.Э.

Крылова М.І.

Адукацыйная работа з дзецьмі

1

Знаёмства са школай:

- урачыстая лінейка, прысвечаная пачатку навучальнага года;

- сюжэтна-ролевая гульня “Школа”;

- дыдактычная гульня “Збіраемся ў школу”;

- экскурсія ў школьную бібліятэку;

- экскурсія ў музейны пакой;

- тэст “Ці хачу я ў школу”;

- урачыстая лінейка “Апошні званок”

 

Верасень

 

На працягу года

На працягу года

Сакавік

 

Красавік

Май

Май

 

Палаш С.М.

 

Выхавальнікі

 

Выхавальнікі

 

Кротава К.Ю.

 

Крукоўская Н.К.

Сушкевіч І.М.

Палаш С.М.

2

Свята “Пасвячэнне ў вучні”

Верасень

Сіротка І.Э.

3

Цыкл прафілактычных заняткаў для першакласнікаў “Лясная школа”

Кастрычнік

Сушкевіч І.М.

4

Святочная сустрэча “Усё на зямлі ад маці”

Кастрычнік

Гацман С.М.,

выхавальнікі

5

Акцыя “Новы Год да нас ідзе” (упрыгожванне кабінетаў пачатковых класаў, групавых памяшканняў)

Снежань

Выхавальнікі, настаўнікі 1-4 класаў

6

Акцыя “Дапаможам  птушкам”

Снежань

Выхавальнікі

7

Трэнінг казкатэрапіі з дашкольнікамі

Снежань

Сушкевіч І.М.

8

Навагодні ранішнік “ (з удзелам школьнікаў – казачных герояў)

Снежань

Выхавальнікі

9

Ранішнік “Свята для любых матуль” (з удзелам школьнікаў –казачных герояў)

Сакавік

Выхавальнікі

10

Конкурс чытальнікаў “Славім чалавека працы”

Сакавік

Выхавальнікі,

настаўнікі 1-4 класаў

11

Акцыя “Дапаможам пярнатаму сябру”

Сакавік

Выхавальнікі

12

Тыдзень дзіцячай кнігі (сумесна з Дукорскай сельскай бібліятэкай)

Сакавік

Выхавальнікі,

настаўнікі 1-4 класаў

13

Псіхалагічныя гульні з дашкольнікамі 

Сакавік-май

Сушкевіч І.М.

14

Выстава малюнкаў “Прырода роднага краю”

Красавік

Выхавальнікі,

настаўнікі 1-4 класаў

15

7 красавіка – Сусветны дзень здароўя

Красавік

Выхавальнікі,

настаўнікі 1-4 класаў

16

Арганізацыя “Дня адкрытых дзвярэй”  у 1 класе

Май

Сіротка І.Э.

17

Ранішнік “На парозе школы” (з удзелам школьнікаў – казачных герояў)

Май

Выхавальнікі

Работа з бацькамі

1

Бацькоўскі сход для бацькоў першакласнікаў “Дзіця ідзе ў першы клас”

Жнівень

Сіротка І.Э.

2

Кансультацыі з бацькамі дашкольнікаў “Лагапедычныя гульні як сродак развіцця гукавымаўлення”

Кастрычнік

Выхавальнікі

3

Кансультацыя “Дашкольнік

сярод равеснікаў”

Лістапад

Сушкевіч І.М.

4

Дні адчыненых дзвярэй у старшай рознаўзроставай групе

Снежань,

май

Выхавальнікі

5

Падрыхтоўка памятак бацькам і размяшчэнне іх на сайце ўстановы адукацыі

На працягу года

Палаш С.М.,

Сушкевіч І.М.

6

Выстава дэкаратыўна- прыкладной творчасці дзяцей і іх бацькоў “Скарбонка талентаў”

Красавік

Выхавальнікі

7

Анкетаванне бацькоў “Ці гатова ваша дзіця ў школу”

Май

Сушкевіч І.М.

8

Афармленне папкі-перасоўкі “Будучы першакласнік”

Май

Выхавальнікі

9

Бацькоўскі сход “Першы раз у першы клас”

Май

Выхавальнікі

10

Індывідуальная работа з бацькамі (па запытах)

На працягу года

Выхавальнікі

 

 

 

свернуть